ОПЕРА СПАСЕНИЯ
										"ОПЕРА СПАСЕНИЯ" - жанр франц. оперы периода франц.  бурж.  революции конца 18 в. "О.  с."  сблизила  традиц.  ветви  франц.  оперы  18  в.  - лирическую трагедию и опера комик, и сыграла  значит,  роль  в  развитии реализма в оперном иск-ве. "О.  с."  была  проникнута  идеями  борьбы  с тиранией,  самопожертвования,  преданности  высокому  долгу,  насыщена тревожными драм. ситуациями,  бурными  эмоциями,  элементами  "ужасного" (отсюда др. назв. этого жанра - "опера ужасов", или "О. с.  и  ужасов"); характерен и мотив избавления от  опасности  ("спасения"),  связанный  с ге-роич. поступками  действующих  лиц  и  конечным  торжеством  нравств. идеала. В "О. с." был введен прием мелодрамы J  применялись  лейтмотивы. Первая "О. с."- "Ужасы монастыря" А. М. Бертона (1790); классич. образцы - "Лодоиска" (1791), "Элиза"  (1794),  "Водовоз"  41800)  Л.Керубини.  К этому же жанру относятся "Пещера" Ж. Ф. Лесюэра (1793),  а  также  опера "Фиделио, или Супружеская любовь" Бетховена, написанная на франц.  либр. в нем. пер. (1805).