ОПЕРА  КОМИК
										"ОПЕРА  КОМИК",  Театркомической  оперы  (Theatre  de   l'Opera Comique),-франц. муз. т-р. Осн.  в  1715  в  Париже  как  врем.  т-р  на Сен-Жерменской ярмарке, закрыт в 1745. Вновь открытый в  1752,  т-р  "О. к." был в 1762 слич с т-ром "Комеди Италъ-ент\ с 1783 наз. т-р "Фа-вар". В 1801 т-р "Фаварх" объединился с т-ром "Фей-до" и получил  назв."О.к.". В т-ре "О. к." исполнялись муз. произв. жанра опера комик. На сцене  "О. к." были пост. оперы А. Доверия, Ш. Фавара, П. Монсиньи, Ф. Филидора;  в 80-90-х гг. 18 в.  ставились  оперы  Э.  Н.  Ме-гюля,  Н.  Далейрака,  П Бертона, А. Гретри. С 1806 т-р стал государственным. В первой  трети  19 в. в т-ре шли оперы Ф. А. Буальдье ("Жан Парижский", 1812, "Белая дама", 1825), Д. Обера ("Фра-Дьяволо", 1830), Ф. Герольда ("Цампа",  1831),  А. Адана ("Почтальон из Лонжюмо", 1836). В  1846  исполнена  драм.  легенда "Осуждение Фауста" Г. Берлиоза  под  упр.  автора.  В  1875  здесь  была впервые пост. "Кармен" с  С.  Галли-Марье  в  загл.  роли.  Т-р  активно поддерживал новые направления в музыке: на его сцене  были  осуществлены первые пост. "Лакме" (1883); "Манон" (1884) Массне, "Король города  Из"  Лало  (1888).  На  рубеже 19-20 вв. в спектаклях "О.  к."  проявились  натуралистич.  тенденции  - спектакли "Осада мельницы" Брюно (1893),  "Луиза"  Шарпантье  (1900).  В 1902 под рук. дирижера А. Мессаже  пост.  опера  "Пеллеас  и  Мелизанда" Дебюсси, означавшая новый этап в истории французской оперы.  Здесь  были пост.: "Ариана и Синяя Борода" Дюка 1907), "Испанский час" (1911), "Дитя и чары" (1926) Равеля, "Пенелопа" Форе (1919),  оперы  Р.  Штрауса,  Дж. Пуч-чини, П. Масканьи, Д. Мийо, Ж. Ибера, А. Русселя. После 2-й  мировой войны т-р осуществил пост. опер "Сосцы  Тиресия"  (1947),  "Человеческий голос"  (1959)  Пуленка,  "Фарс  об  адвокате  Патлене"  Барро  (1948), "Похождения повесы" Стравинского (1953),  "Долорес"  Жоливе  (1961).  На сцене  т-ра  идет  и  классика  (в  т.  ч.  оперы  Чайковского, Римского-Корсакова). Самостоят. балетные пост. в "О. к."  осуществляются с нач. 20 в. С 1934 балетмейстером "О. к." был К. Черкас из труппы С. П. Дягилева, к-рый пост. балеты на  музыку  Мийо  ("Провансальская  сюита", 1938), Равеля ("Павана" и "Вальс", 1946). В 1950 Л. Мясин  возобновил  в "О. к." ряд балетов из репертуара "Рус. балета С. Дягилева". Лит.: Р о л л а н Р., Очерк муз. развития Парижа начиная с 1870 года, Собр. соч., т. XVI, Л., 1935; Франц. музыка второй  половины  XIX  века. Сб. переводных работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; S о  u b i e s A., Histoire  de  l'Opera  Comique.  La  seconde  salle  Favart. 18401887, v. 1 -2, Р., 1892-93; Soubies A. et Malherbe  Ch.,  Precis  de l'histoire de l'Оpera Comique, P., 1887; W о l f f S., Un demi-siecle d'Opera Comique (1910-1950),  P.,  1953. Ал. М.