ОПЕРА
										"ОПЕРА" (Opera) -см. Гранд-Операм. ОПЕРА ДЛЯ ДЕТЕЙ. До  революции  О. д. д. создавались гл. обр. для исполнения детьми  в  любит,  спектаклях. Иногда они исполнялись учащимися консерваторий. Первые О. д. д. -  "Кот, козел  и  баран,  или  Плутни  кота  Васьки"  (1900,  Одесса)  и "Музыкан-ты"(1906, Москва) Н. П.  Брянского,  "Ворона-вещунья",  "Свинья под дубом", "Лисица и виноград", "Снегурка" (все  соч.  в  1895)  В.  М. Орлова, "Репка" В. И. Сокаль-ского (1900, Харьков), "Волшебный  сон"  Л. М. Фетисовой (соч. 1900), были, как правило, в  одном  акте,  просты  по сюжету и  оркестровке.  Наряду  с  фольклорными  источниками  и  баснями Крылова в либр. этих опер использовались поучительные, сентиментальные и фантастич. истории. Муз. канва нередко нарушалась  декламац.  вставками, художеств. уровень либр. был невысок. В конце 19 - нач. 20 вв. О. д.  д. писали: Ц. А. Кюи - "Снежный богатырь" (1906, Ялта), "Красная шапочка"  (соч. 1911), "Иванушка-дурачок" (соч. 1913), "Кот в сапогах"  (1915,  Тифлис), Б. В. Асафьев - "Золушка" (1906, Петербург), "Снежная  королева"  (1908, там же), И. А.  Сац-  "Сказка  о  золотом  яичке"  (соч.  1909),  А.  Т. Гречанинов - "Елочкин сон" (соч. 1912), В. И. Ребиков - "Принц Красавчик и принцесса Чудная прелесть" (соч. 1900), Н. В. Лысенко -  "Коза-дереза" (1901, Киев), "Пан Коцкий" (соч. 1891, пост.  1955,  Харьков),  "Зима  и Весна" (соч. 1892, пост. 1958, Киев) и др.  На  рус.  сцене  были  пост. оперы нем. композитора Э. Гумпер-динка  -  "Гензель  и  Гретель"  (1893, Веймар, в России шла под  названием  "Ваня  и  Маша"),  "Семеро  козлят" (1895, Берлин; 1900,  Одесса)  и  "Снегурочка"  (1900,  Одесса),  франц. композитора Н. Изуара - "Золушка" (1810, Париж; 1810-е гг., Петербург) и др. После Октябрьской революции О. д. д. заняла важное место в творчестве сов.  композиторов.  Первые  сов.  О.  д.  д.  создавались  для  проф. исполнителей, но позже в них стали выступать и дети, как хористы, так  и в сольных партиях.  В  сов.  муз.  т-ре  сюжеты  О.  д.  д.  чаще  всего заимствуются из нар. сказок, любимых детьми, лит. произв. A.C.  Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. В них широко  используются  мотивы нар. и популярных детских песен и плясок. Лучшим сов. О. д.  д.  присущи поэтичность  и  действенность  сюжета,  простота  и  яркость  муз. характеристик,  образность  и  доступность  муз.  языка,  запоминаемость мелодий. Осваивая традиции классич. опер-сказок, композиторы применяют и совр. средства муз. выразительности. Наиболее видным сов. автором О. д. д. был М. И. Красев, оперы  к-рого написаны в осн. на сказочные  сюжеты:  "Маша  и  медведь"  (соч.  1940), "Петушок" (соч. 1941), "Топтыгин и лиса" (соч. 1943), "Несмеяна-царевна" (соч. 1947), "Морозко" (1950,  Большой  т-р,  Т-р  оперы  и  балета  им. Кирова) и др. На сюжеты нар. сказок сочинили свои оперы М. В. Иорданский - "Сказка про репку" (соч. 1946), "Колобок" (соч. 1955); Б. Д. Гибалин - "Колобок" (соч. 1938), "Кот,  петух  и  лиса"  (соч.  1942),  "О  глупом мышонке" (соч. 1944), "Аленушка" (соч. 1945); Т. И. Сотников - "Колобок" (1950, Ростов-на-Дону); Р. Пяте - "Хитрый Антс" (1964, Вильнюс),  и  др. авторы. По нар. сказке "Волк и  семеро  козлят"  написали  оперы  Г.  И. Компанейц (1939, Киев) и М. В. Коваль (1949, Ташкент). По мотивам сказок Пушкина написаны оперы: "Сказка о мертвой царевне и  о  семи  богатырях" Красевым (соч. 1924), Ю. Л. Вейс-берг (1941, Ленинград), А.  А.  Котилко (1947, Саратов), М. Я:  Черняком  (соч.  1947),  В.  Н.  Цыбиным  (1949, Пушкино), "Сказка о рыбаке и рыбке" Л. А. Половин-киным (1935,  Москва). В основу опер "Мойдодыр" В. Н. Кочетова (1935, Москва), Ю.  А.  Левитина (соч. 1955), "Муха-цокотуха" Красева (соч. 1952) легли  одноим.  произв. К.  И.  Чуковского,  а  оперы  "Гуси-лебеди"  Вейсберг  (1937,  Москва), "Теремок" Красева (соч. 1942), "Терем-теремок" И.  С.  Польского  (1950, Харьков) и "Кошкин дом" П. П. Вальгардта (1961, Омск) написаны на  либр. С. Я, Маршака. Наряду со сказочными персонажами героями О. д.  д.  все  чаще  бывают пионеры: "Непрошенные гости" А. Букия (1950, ТОилиси), "В лучах  солнца" А. Тер-Гевондяна (соч. 1950),  "Костер"  Ю.  Геворкяна  (1959,  Ереван). Подвигу пионера Павлика Морозова  поев.  одноим.  опера  Красева  (1953, Москва). В опере "Сережа  Костриков"  А.  С.  Розанова  (1940,  Кировск) воссоздается образ юного С. М. Кирова. Среди О. д. д.: "Культпоходный тир" Кочетова (1929, Москва),  "Эльза  Штраус"  О.  А. Сандлера (1938, Киев), "Звери" А. Н. Соколова-Камина (соч.  1933),  "Три толстяка" В. И. Рубина по о. п. Ю. Н.  Олеши  (1957,  Саратов),  "Зимняя сказка" Э. Каппа (1959, Тарту) и др. О. д. д. ставятся на сценах крупных оперных т-ров, во дворцах культуры, муз. уч. заведениях, школах  и  дет. садах, передаются по радио и телевидению. О. д. д.  создаются  и  в  др. странах: "Метелица" К. Фемель, "Кот и  кошечка"  3.  Тифензе  -  в  ГДР, "Иванушкино счастье" О. Острчила, "Мальчики" Кржички - в  ЧССР,  "Кот  в сапогах" К. Траилеску - в Румынии, "Вербовщики",  "Маленький  трубочист" А. Буша, "Давайте играть в оперу" Б. Бриттена -  в  Англии,  "Еж-жених", "Человек с луны" Ц. Бресгена- в ФРГ и др. Лит.: Бахтин Н., Обзор детских опер, П., 1915; История русской советской музыки, т. 2, M., 1959, с.  295-96,  т.  4, M., 1963, с.401-03; Фаддеева И., О детских опе-рах,  в  сб.:  Пионерский муз. театр, сб. 14, M., 1961, с. 7-14; Кабалевский Д., Сац Н., Нужен музыкальный театр для детей,  "Правда", 1962, 28 февр.; Сац Н., У немецких пионеров, "Сов. музыка", 1964, ј  10; Губайдул-л и н а С., Леонтьева О., Новые  издания  для  детей,  там  же, 1959. ј 11. Ал. Г.