НЕСТРОЙ
										НЕСТРОЙ  (Nestroy),  Иоганн  Непомук  (7.XII.1801-  25.У.1862)-австр. драматург,  актер.  Крупнейший  театр.  деятель  демократич.  т-ра, продолжатель традиций нар. иск-ва Австрии. Получил юридич.  образование. Увлекался т-ром, учился пению. В 1822 дебютировал в  Венском  придворном оперном т-ре в  роли  Зарастро  ("Волшебная  флейта"  Моцарта).  Оставив юридич. карьеру, выступал в т-рах Амстердама, Брюнпа  (Брно),  Пресбурга (Братиславы),  в  1830  играл  в  "Йозефштадт-театре",  в  1831-60-в "Лео-польдштадттеатре" (с  1847-  "Карлстеатр"),  был  ведущим  актером, драматургом,  с  1854-руководителем  т-ра.  В  первые  годы  работы  в "Лео-полъдштадттеатре" Н. играл  Штаберля  ("Венский  бюргер"  Бейерле), Раппелькопфа ("Король Альп,  или  Человеконенавистник"  Раймунда).  Ярче всего актерское дарование Н. раскрылось в его собств. пьесах, которые  в 40-50-х гг. 19 в. стали основой репертуара  "Леопольдштадттеатра"  и  до сих  пор  входят  в  репертуар  австрийских  т-ров.  Остро  характерный, комедийный актер, Н. в своей игре приближался к гротеску.  Созданные  им образы отличались гиперболизацией, остротой внешнего  рисунка;  юмор  Н. носил сатирич.  характер.  Актер  мастерски  пользовался  импровизацией, откликаясь на злободневные обществ. и политич. события. Н.  написал  св. 50 пьес, в к-рых продолжил традиции  нар.  т-ра,  усиливая  их  сатирич. направленность. Его первая  пьеса  "Изгнание  из  волшебного  мира,  или Тридцать лет жизни босяка" (1828)-фарс,  направленный  против  романтич. драматургии Ф. Раймунда. Ранние пьесы  Н.  еще  сохраняют  фантастику  и поэтич. строй Zauberdramen (сказочные, фантастич. комедии), но,  начиная с комедии "Злой дух Лупмацивагабундус" (1833), драматург  стал  на  путь создания  остро  сатирич.  комедий,  критикуя  в  них  разл.  стороны меттерниховского режима. В комедиях  Н.  нашли  выражение  оппозиционные настроения либеральной  буржуазии  Австрии  в  период,  предшествовавший революции 1848. В комедиях "Незначительный" (1847), "В  бельэтаже  и  на первом этаже" (1846), "Талисман" (1850) п др. Н.  критиковал  совр.  ему условия обществ, жизни, раскрывал социальную противоположность буржуазии и народа. Пьесы Н. пользовались большим успехом у  демократич.  зрителя. Во время революции 1848 он написал и  пост.  сатирич.  фарс  "Свобода  в Кревинкеле", проникнутый революц. пафосом. В нем нашла  яркое  отражение политич. борьба, высмеивался деспотизм, бюрократия,  духовенство,  бурж. понятие "священной собственности". Комедия  шла  с  огромным  успехом  п после наступления реакции была запрещена. Н. играл  в  этой  пьесе  роль Ультра - сотрудника газеты. После 1849 сатприч. сила творчества Н. угасает. Он  пишет  развлекат. бурж.  комедии,  сохраняя  в  них  непринужденность  развития  действия, строящегося на столкновении разл.,  резко  очерченных  характеров,  дает зарисовки конкретных представителей разл. слоев австр. общества. В  50-х гг. Н. написал пародийные комедии "Юдифь и Олоферн", "Тангейзер" и др. Н. оказал большое влияние на творчество драматурга Л. Анценгрубера  и др. Соч.: Samtliche Werke. Hrsg. von F. Brukner und 0. Rommel,  Bd  l-15, W., 1924-30; в рус. пер.-Незначительный человек, М., 1955. Лит.: Rommel 0., Die Altwiener Volkskomodie, W., [1952]: Forst de B a t t a g l i a, 0. Johann Nestroy, Munch., 1962. Д. Лоб.