НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
										НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, собств. Немецкая государственная опера (Die Deutsche Staatsoper),-музыкальный т-р ГДР. Находится в Берлине.  До 1918 наз. Королевская опера. Открыт 7 дек. 1742 в  Берлине  пост.  оперы первого руководителя т-ра К. Грауна "Цезарь и  Клеопатра".  Здание  т-ра было построено арх. Г. Кнобельсдорфом, трижды восстанавливалось (в 1843, 1941-42, 1955). В первые годы работы в репертуар входили гл. обр.  итал. оперы,труппа состояла из итал. певцов. В 70-х гг. 18 в. в Н. т. о. и  б. с  успехом  выступала  певица  Г.  Ма-ра.  В  1775-94  т-ром  руководил композитор И. Ф.  Рей-хардт,  к-рый  стремился  развивать  нац.  иск-во. Начиная с 80-х гг. ведущее место стала занимать  нем.  труппа.  Ставятся оперы Моцарта "Бельмонт и Констанца", "Дон Жуан",  "Свадьба  Фигаро".  В 1807-15 директором т-ра был А.  Иффланд.  Преемник  Иффланда  К.  Брюль, возглавлявший т-р до 1828, организовал сильную труппу, с  к-рой  связаны успехи нац. оперы. Здесь были пост. "Фиделио" Бетховена (1815), "Вольный стрелок" (1821), "Эврпанта" (1825), "Обе-рон" (1828)  Вебера,  оперы  Г. Маршнера,  Л.  Шпора.  Под  упр.  О.  Николаи  прошли  его  "Виндзорские проказницы" (1849). В 1845 пост. оперы Флотова "Алее-сандро Страделла" и в 1848 - "Марта"; в 1842 - "Гугеноты" и в  1850  -  "Пророк"  Мейербера. Крупным событием в истории нем.  муз.  т-ра  были  пост.  опер  Вагнера: "Летучий голландец" (1844), "Риенци" (1847), "Тангейзер"  (1856,  1864), "Лоэнгрин" (1859),  "Нюрнбергские  мейстерзингеры"  (1870),  "Тристан  и Изольда" (1876), цикл "Кольцо Нибелунга" (1881), успех к-рых  во  многом определялся исполнением певца А. Нимана. В Н. т. о. и б. выступали певцы - П. Лукка, Д. Арто, М. Маллингер, Л. Леман; дирижеры Ф. Вейнгарт-нер  в 1891, позже К. Мук и Р. Штраус (с 1898). Ставились оперы Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, А. Буальдье, Ф. Обера, Ж. Бизе и др. зарубежных композиторов. В нач. 20 в. т-р переживал кризис, несмотря на  наличие  превосходных исполнителей. Руководители т-ра не допускали на его сцену новых произв.; исключение составляли оперы Р.  Штрауса  "Без  огня"  (1902),  "Саломея" (1906), "Электра" (1909), "Кавалер роз"  (1911),  "Ариадна  на  Наксосе" (1913). Оживление деятельности т-ра наступает в  1919,  когда  в  разные годы  им  начали  руководить  Р.  Штраус,  М.  Шиллинге,  Л.  Блех,  В. Фуртвенглер,  Э.  Клейбер,  Б.  Вальтер,  О.  Клемперер,  К.Краус,  Г. Кнаппертсбуш, Г. Караян. Среди лучших спектаклей: "Палестрина" Пфицнера (1919),  "Женщина  без тени" Р. Штрауса (1920), "Турандот"  Бузони  (1921),  "Золотой  петушок" (1923),  "Дальний  звон"  Шрекера,  "Енуфа"  Яначека  (1924),  "История солдата", "Пульчинелла", "Байка о  лисе"  Стравинского,  "Воццек"  Берга (1925), "Дафна" и "День мира" Р. Штрауса (1935), "Иван Сусанин"  (1940), "Чародейка" (1941);  ставились  оперы  Римского-Корсакова,  Мусоргского, Сметаны. В годы войны  здание  т-ра  было  разрушено.  После  войны  спектакли давались в "Адмиральпаласт"; дирижировали И. Кейльберт, Э. Клейбер. Было пост. "Осуждение Лукулла" Дессау (текст Б. Брехта, 1951). 4  сент.  1955 т-р открылся вновь в восстановленном помещении спектаклем  "Нюрнбергские мейстррзинге-ры"; в 1955-62 гл.  дирижером  т-ра  был  Ф.  Конвичный,  в 1955-63 директором т-ра был М. Буркхардт. В репертуаре  т-ра:  "Фаворит" Вагнера-Регени, "Воццек"  Берга,  "Водоворот"  Сухоня,  "Ревизор"  Эгка, "Обручение в монастыре" Прокофьева, "Бедный Конрад" Фореста и др. В т-ре выступали лучшие артисты и дирижеры  разных  стран.  Илл.  см.  при  ст. Немецкий театр (музыкальный). Лит.:  Schneider  L.,  Geschichte  der  Oper  und  des  Koniglichen Opernhauses in Berlin,  B.,  1852;  Brachvogel  A.  E.,  Geschichte  des Koniglichen Theaters zu Berlin, Bd 1-2, В.,  1877-78;  W  eddige  n  0., Geschichte des Berliner Theaters, B., 1899; Kapp J., Die Staatsoper  von 1919-1925, B. - Stuttg., 1925; Kapp J., Geschichte der Staatsoper Berlin, В., 19У7; F e t t i n g H., Die deutsche Staatsoper,  B.,  1960;  Die  Deutsche Staatsoper Berlin. 1955-1960, В., 1961. Ал. М.