НЕКРАСОВ
										НЕКРАСОВ, Николай Алексеевич [28.Х1(10.ХП). 1821, Немирово Подольской губ.,-27.XII.1877 (8. 1.1878), Петербург] - русский поэт,  революционный демократ.  С  юношеских  лет  увлекался  т-ром  (первые  драматургич. опытыдрам.  фантазия  "Юность  Ломоносова",   водевили-"Великодушный поступок" и "Федя и Володя",  1840;  изд.  1902).  Как  профессиональный драматург выступил в 1841 (водевильные сцены "Утро в редакции", на сцене не шли).  Писал  под  псевд.  Пepeпольский.  Автор  20  пьес  (гл.  обр. водевилей). Наибольшим успехом пользовались: водевили "Шила в  мешке  не утаишь"  (по  повести  "Невеста  под  замком"  Нарежного,   1841, Александрийский т-р, в ролях - П. Каратыгин, П. Григорьев и др.,  первая пьеса Н., пост.  на  сцене),  "Актер"  (первонач."Петербургский  актер", 1841,  пост.  там  же;  написан  для  В.  Самойлова,  исполнявшего  роль Стружкина), "Петербургский ростовщик" (1845, там же, в ролях -  Лпнская, В. Самойлов, П. Григорьев и др.), мелодрама "Материнское  благословение, или  Бедность  и  честь"  (перевод-переделка  франц.  мелодрамы  "Божья милость, или Новая Фаншон" Деннери и Лемуана, куплеты Н.; 1842, там же). Антикрепостнической  направленностью  проникнуто  лучшее  драматическое произведение Н.- сцена "Осенняя  скука"  (по  отрывку  из  романа  Н.  и Панаевой "Три страны света",  1848,  пост.  1902,  Александрийский  т-р, бенефис М. Г. Савиной).  Драм.  эскиз  Н.  "За  стеной"  (1855)  включен автором  в  роман  "Тонкий  человек".  Драматургия  Н.   насыщена социально-демократич.  мотивами;  его  водевили  отличались  остротой, сатирнчностью, реалистич. изображением среды и характеров. Значит, место в  творч.  жизни  Н.  занимала  его  театрально-критич. деятельность.  Через  редактора  журнала  "Пантеон  русского  и  всех европейских театров" Ф. А. Кони Н. сблизился с мн. виднейшими  деятелями Александринского т-ра. В 1841 он начал  выступать  в  этом  журнале  как театр. обозреватель (серия  обзорно-критич.  статей  "Летопись  русского театра"). Публиковал свои работы  на  страницах  журналов  "Современник" ("Современные заметки", 1847), "Литературная газета"  ("Обозрения  новых пиес, представленных на Александрийском  театре",  1841,  "Петербургские театры", 1842-43, "Театры и публика", "Петербургские увеселения", 1845). Непримиримый враг реакционно-охранительного направления в т-ре, Н. резко выступал против Ф. В. Булгарина, Н. В. Кукольника, В. С. Межевича и др., ратовал  за  прогрессивную  идейность  театр.  иск-ва,  утверждал  его общественно-воспитательную роль. Высоко оценивал  драматургию  Шекспира, Шиллера, Островского, творчество актеров-реалистов- М. С. Щепкина, А. Е. Мартынова и др. Н. и в  поэзии  часто  пользовался  диалогич.  и  куплетной  формами, рефренами ("Поэт и гражданин", "Крестьянские дети", "Княгиня Трубецкая", "Песня  убогого  странника",  "Нравственный  человек").   Некоторые произведения  Н.  написаны  на  театральные  темы  ("Памяти  Асенковой", "Балет", "На обеде", "О. А. Петрову"). Соч.: Драматические произведения. Предисл.  Н.  А.  Пыпина,  Л.-  М., 1937;  Драматические  произведения,  М.-  Л.,  1947  (Вступ.  ст.  К. Чуковского); Полное собр. соч. и писем, т. 4, М., 1950; Собр.  соч.,  т. 3, М.-Л., 1930; "Тонкий человек" и другие неизданные  произведения,  М., 1928 (Собрал и пояснил Корней Чуковский). Лит.: Некрасов-как водевильный  куплетист,  "БИТ".  Сезон  1905-1906, вып. 16, Приложение; Н. А. Некрасов и театральная критика, там же. Сезон 1910, вып. 3; Марков П., Некрасов и театр, "Культура  театра",  1922,  ј 1-2; А б p а м к и н В., Д ы м ш и ц А.,  Н.  А.  Некрасов-драматург,  в кн.: Некрасов Н. А., Собр.  соч.,  т.  3,  М.-  Л.,  1930;  Белкина  М., Водевили Некрасова, в сб.: Творчество Некрасова, М., 1939; П о л як о  в Н.,  Н.  А.  Некрасов  -  театральный  критик,  "Театр",  1946,  ј11-12; Евгеньсв-Максимов В. Е. [и др.], Некрасов и театр, Л.-М., 1948; Д у б  и нс к а я А., Н. А. Некрасов, М., 1954, гл. III; Г и н М.  М.,  Успенский В. В., Некрасов - драматург и театральный критик. Сб., Л.- М., 1958.