НЕЙБЕР
										НЕЙБЕР (Neuber),  Фридерика  Каролина  (9.  III.  1697-30.XI.1760)  - немецкая  актриса,  театральный  деятель.   Получила   гуманитарное образование.  В  1717  вместе  со  своим  мужем  М.Нейбером  вступила  в странствующую труппу Шпигельберга. В течение 10  лет  Н.  объездила  всю Германию. Она выступала в придворных т-рах Дрездена,Ганновера,  Гамбурга и др.  Н.  была  талантливой  разносторонней  актрисой,  она  с  успехом исполняла роли в трагедиях Корнеля и Расина  (в  переработках),  пленяла также зрителей  в  импровизированных  комедиях,  для  к-рых  часто  сама сочиняла сценарии, была  первой  нем.  актрисой,  выступавшей  в  амплуа травести. В 1727 возглавила в Лейпциге собств. труппу и руководила ею около  15 лет. В 1743 вследствие репертуарного кризиса и  материальных  трудностей была вынуждена распустить труппу. В 1744 вновь основала в Лейпциге  свой т-р, к-рый существовал до 1750. В 1750-55 гастролировала в др.  немецких труппах, в 1755 еще раз сделала попытку создать свой т-р, к-рый распался в 1756 из-за Семилетней войны. Умерла в нищете. Н.  стремилась  реформировать  нем.  т-р,  подчинить  хаотич.  стиль барокко,  господствующий  на  нем.  сцене,  строгим  канонам  франц. классицизма.  Грубые  шутки,  натурализм,   неистовство   страстей, свойственные игре нем. актеров 1-й пол. 18 в., были заменены в  т-ре  Н. манерностью, условностью иск-ва классицизма. Н. стремилась преобразовать репертуар нем. т-ра. В содружестве  с  искусствоведом  И.  Готшедом  она боролась против господствующих в  репертуаре  того  времени  "главных  и государственных  действ",  импрови-зованной  комедии  и  арлекинады, насаждала на сцене  франц.  классицистскую  трагедию  (Корнель,  Расин), просветительскую драму (Вольтер) и франц. лит. комедию (Мольер,  Реньяр, Детуш), а также нем. классицистскую драму. В 1747-48 Н. пост.  юношеские комедии Лессинга: "Молодой ученый", "Старая дева", "Женоненавистник". Н. была превосходным режиссером, упорно работала с актерами, она добивалась творч. дисциплины на репетициях и художественной  цельности  спектаклей, боролась за чистоту нравов в актерской  среде.  Из  т-ра  Н.  вышло  мн. крупных сценич. деятелей - Кольгарт,  Г.  Г.  Кох,  И.  Ф.  Шенеман,  К. Аккерман и др. Современники  высоко  оценили  режиссерский  и  актерский талант Н. На ее могильном памятнике написано: "Поборница хорошего  вкуса на  немецкой  сцене".  Молодой  Гете  посвятил  Н.  главу  в  3-й  части "Театрального призвания Вильгельма Мейстера" (1777). Н. вывела нем.  т-р из состояния застоя, привила актерам и публике вкус к лит. драме,  ввела новые нормы  сценич.  выразительности.  Ошибкой  Н.  было  то,  что  она пыталась  преобразовать  нем.  т-р  путем  насаждения  стиля  франц. классицизма, чуждого нац. творчеству, игнорировала опыт нем.  нар.  т-ра (изгоняла из репертуара фарс, нар. комедии с участием  Гансвурста  и  т. п.), отрицала необходимость  естественности  и  бытовой  конкретности  в актерской игре. Лит.: Goethe J. W., Werke, Bd 51-52, Weimar. 1911; Гете И.  В.,  Годы учения Вильгельма Мейстера, Собр. соч., юбилейное изд., под  общей  ред. A.B. Луначарского и М. Н. Розанова,  т.  7,  М.,  1935;  Drews  W.,  Die Grossen des deutschen Schauspiels. Bildnisse aus zwei Jahrhunderten, В., [1941]. Г. Гур.