НЕЖДАНОВА
										НЕЖДАНОВА, Антонина Васильевна [17(29). VII. 1873, дер. Кривая Балка, близ Одессы,- 26.VI.1950, Москва] -  русская  советская  артистка  оперы (лири-ко-колоратурное  сопрано).  Нар.  арт.  СССР  (1936).  Доктор искусствоведч. наук (1944). Род. в семье нар. учителя, любителя  музыки, игравшего  на  скрипке  и  руководившего  деревенскими  хорами.  Богатая музыкальная одаренность Н. проявилась в раннем возрасте.  С  7  лет  она выступала солисткой в деревенском, затем  гимназическом  и  любительском хорах. Русские и укр. нар. песни, слышанные Н. в детстве, оказали  громадное воздействие на формирование ее вок. дарования. После окончания  гимназии Н. работала учительницей в Одесском городском  женском  уч-ще.  Решающее влияние  на  избрание  Н.  артистич.  деятельности  оказало  иск-во гастролировавших в Одессе знаменитых рус. и итал. певцов (Н. Н. и М.  И. Фигнер, Л. Г. Яковлев, Л. Тетраццини, Дж. Гальвани). В 1899 Н. поступила в Моск. консерваторию в класс У. Мазетти. В 1902  Н.  блестяще  окончила консерваторию и в том же году, после успешного дебюта в партии  Антониды ("Иван Сусанин"), была принята в труппу Большого т-ра, где выступала св. 30 лет. Вместе с Л. В. Собиновым, ставшим ее постоянным партнером, Ф. И. Шаляпиным, С. В. Рахманиновым,  В.  И.  Суком  и  др.  выдающимися  рус. певцами и дирижерами Н. боролась за развитие и  утверждение  демократич. традиций рус. реалистич. оперного  иск-ва.  Большое  значение  в  творч. биографии Н. имело общение с великой  рус.  актрисой  М.  Н.  Ермоловой, помогавшей Н. в работе над сценич. образами Виолетты, Мими. В исполнении Н. глубокое чувство  художественной  правды,  простота,  естественность, задушевный лиризм гармонично сочетались с  выдающимся  вок.  дарованием, виртуозным мастерством. Голос  Н.-  редкой  красоты  тембра,  звучный  и ровный во всех регистрах (вверху  достигал  фа,  соль  третьей  октавы). Кристальная  чистота  интонации  и  ясность  дикции,  законченность  и выразительность  вокальной  декламации  и   фразировки   составляли отличительные черты реалистич. мастерства  выдающейся  рус.  певицы.  Н. утвердила нац. традиции исполнения многих колоратурных и лирич. партий в рус. и запад-ноевроп. классич. операх, создала  трогательные,  правдивые образы Людмилы, Татьяны, Джильды; Джульетты и Маргариты ("Ромео и  Джульетта",  "Фауст"  Гуно),  Лакме, сказочные  образы  Снегурочки;  Волховы,  Шемаханской  царицы  ("Садко", "Золотой петушок"), романтич. образ Эльзы  ("Лоэн-грин"),  комедийный  - Розины и др. Исключительного муз.-вок. и  драматич.  мастерства.  достигала  Н.  в исполнении партий Антониды и Марфы. С огромным успехом  выступила  Н.  в 1912 на сцен парижского т-ра "Гранд-Опера" в партии Джильды. Большое значение имело творчество Н. для  развития  вок.  концертного исполнительства в России. Она была одной из первых и постоянных участниц т. н. исторических концертов, организованных в Москве С.  Н.  Василенко, выступала с А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, А.  Н. Скрябиным, пропагандируя  рус.  и  западноевроп.  камерную  вок.  музыку (среди произведений, посвященных Н.,- "Вокализ" Рахманинова). В обширном концертном репертуаре Н. значительное место занимали также рус., укр.  и белорус. нар. песни. Муз.-обществ, деятельность  Н.  особенно  широко  развернулась  после Октябрьской  революции.  Н.  одна  из  первых  начала  выступать  в концертах-митингах, в. шефских концертах для рабочих, крестьян и воинов. Красной Армии. С 1924 систематически принимала участие в концертах  сов. муз. радиовещания. С 1936 Н. веда педагогич. работу, сначала  в  студии  Большого  т-ра, затем в Оперной студии им. К.  С.  Станиславского.  С  1943-проф.  Моск. консерватории. Гос. пр. СССР (1943). Лит.: Львов М., А. В. Нежданова, М., 1952; П о-д о л ь с к а я В., А. В. Нежданова и ее ученики. (Заметки концертмейстера), М., 1960; Г р о  ш е в а Е., Великая русская артистка-патриотка, "Сов. музыка", 1950, ј П.. Ник. Г.  НЕЖИН - бывший уездный город б. Черниговской губ., ныне - центр Нежинского района Черниговской обл. УССР. С 1820 в Н. существовало учебное заведение под назв. "Гимназия высших наук", где в 1821-28 учился Н. В. Гоголь. По его инициативе в 1827 здесь был создан ученический т-р, дававший открытые спектакли. В числе др. участников этого т-ра были драматург и поэт Н. В. Кукольник, поэт, переводчик и издатель Н. В. Гербель, укр. писатель Е. П. Гребенко. Сам Гоголь с успехом выступал в женских ролях (нянька Василиса - "Урок дочкам" II. А. Крылова, Простакова - "Недоросль" Фонвизина). В Н. воздвигнут памятник Н. В. Гоголю (1881). В 1965 в Н. работает передвижной дра-матич. театр. А. Шн.  НЕЖНЫЙ,  Игорь  Владимирович  [p.24.IV(6.V).  1892]  -  советский театральный деятель. Окончил  театр.  школу  в  Одессе.  В  1910-19  был актером в т-рах Одессы, Каменец-Подольска и др. В годы гражданской войны -  организатор,  руководитель  и  актер  первых  фронтовых  агитпоездов, обслуживавших Красную Армию. Затем перешел на административную работу  в т-ре.  Участвовал  в  работе  "Мастерской  коммунистич.  драматургии" (Масткомдрама). Был директором передвижного т-ра "Красный факел",  моск. т-ров:  Революции,  Сатиры,  Оперетты,  Мюзик-холла,  Реалистического  и Камерного. В 1940-52 - зам. директора МХАТа.  В  послевоенный  период  - директор-распорядитель Т-ра-студии киноактера и Центрального т-ра кукол. Соч.: Былое перед глазами, М., 1963 (лит. запись Н. Лей к и на).