НЕАПОЛИТАНСКАЯ ОПЕРНАЯ ШКОЛА
										НЕАПОЛИТАНСКАЯ ОПЕРНАЯ ШКОЛА - наиболее значительная композиторская и вокально-исполнительская школа итальянского оперного искусства. Возникла в конце 17 в. В Н. о. ш. сложился тип оперы-сериа  (серьезной  оперы  на героико-мпфологич. или условно-историч. сюжет  с  преобладанием  сольных номеров, без хора и балета), определились устойчивые формы арии (типична трехчастная  ария  да  капо),  увертюры  (т.  н.  итальянской),  типы речитативов  (ак-компанированного  -  с  сопровождением   оркестра, "сухого"-под  аккомпанемент  клавесина),  достигло  высокого  развития искусство сольного пения  (бель  кан-то),  мелодического  (кантилена)  и виртуозно-колоратурного. В 18 в.  в  Неаполе  (и  почти  одновременно  в Венеции) сформировалась также  опера-буффа  (ко-мич.  опера  на  бытовой сюжет),  выросшая  на  основе  реалистич.  комедии  и  народно-бытового песенного творчества. Она обогатила оперно-вокальные формы  (разл.  типы арий, ансамбли и финалы). Первым видным представителем Н. о. ш.  был  Ф. Провенцале (г. рожд. не-изв.-ум.  1704).  Классич.  образцы  оперы-сериа создал  А.  Скарлатти,  оперы-буффа  -  Дж.  Перголези.  Крупнейшими либреттистами оперы-сериа были А. Дзено и особенно П. Метастазио,  К  Н. о. ш. принадлежали композиторы Л. Винчи, Ф. Дуранте (1684-1755), Л. Лео, Н. Логрошино (1698-1767), Н. Порпора и др. В  жанре  неаполитанской  оперы-сериа  прославились  мн.  итал. вокалисты-виртуозы:  певицы  Ф.  Куццонщ  Ф.  Бордони,  певцы-кастраты Сенезино Фаринелли и др. В 18 в. Н. о. ш. приобрела мирбвую  славу.  Ее  мастера  работали  во многих европ. странах (в т. ч. в России).  Эстетич.  канонам  Н.  о.  ш. следовали  нем.  композиторы  И.  А.  Гассе,  Г.  К.  Граун,  исп.-  Д. Терра-дельяс (1713-51) и др. Общие принципы  оперы-сериа  использовал  и самостоятельно развил в. своем оперном творчестве Г. Ф. Гендель. Развиваясь в условиях придворного т-ра Италии и других европ.  стран, неаполитанская  опера-сериа   испытывала   разлагающее   воздействие гедонистич. вкусов аристократич. публики.  Блестящее  виртуозное  иск-во певцов  все  более  заслоняло  в  опере  драма-тич.  и  муз.  содержание спектакля. Нек-рые композиторы 2-й пол. 18 в. (Н. Йоммелли, Т. Траэтта и др.) стремились усилить муз.-драматич. выразительность  оперы-сериа,  но не смогли преодолеть кризиса этого  жанра.  В  противовес  вырождавшейся опере-сериа  все  большую  популярность   приобретала   демократич. опера-буффа, достигшая расцвета во  2-й  пол.  18  в.  В  1760-х  гг.  в оперу-буффа проникли тенденции сентиментализма, наряду с  комедийными  и сатирич. элементами ярко выступили черты лиризма. С оперой-буффа связаны лучшие достижения видных мастеров Н. о. ш.- композиторов Н. Пиччини, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза и др. Лит.: Ливанова Т., История зап.-европ. музыки до  1789  года,  М.-Л., 1940; Г р у б е р Р., Гендель, Л., 1935; Р о л л а н Р.,  Опера  в  XVII веке в Италии, Германии и Англии, пер.  с  франц.,  М.,  1931;  его  же. Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собрание соч., т. 17,Л.,1935; Иване в-Б о-р е ц к и и М. В. (ред.), Материалы и документы  по  истории музыки, т. 2, М., 1934; Гольдони К., Мемуары, содержащие историю его жизни и его театра, пер. [с итал.], т. 1-2, [Л.], 1933; Стендаль, Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио, Собр. соч., [пер. с франц.], т. 8, М., 1959; Abort Н., W. A. Mozart, [7. Aufl.], Bd 1, Lpz., 1955.