НАРОДНЫЙ ТЕАТР
										НАРОДНЫЙ ТЕАТР - 1) Театр, созданный непосредственно  самим  народом, бытующий в широких массах  в  формах,  органически  связанных  с  устным народным творчеством. В процессе историч. развития  художеств.  культуры народа первоосновой, дающей начало всей последующей истории проф. театр. иск-ва,  является  нар.  театр.  творчество.  Элементы  драм.  действия, содержащегося в трудовых песнях (ранний фольклорный жанр), в  древнейших играх и обрядах,  постепенно  обосабливались,  развивались  и  послужили основой разл. видов Н. т. Из обрядовых  земледельч.  празднеств,  широко распространенных в Др. Греции (сел. празднества в честь  бога  Диониса), возникли антич. трагедия и комедия. Создателями многообразных форм Н. т. были  сами  нар.  массы,  из  к-рых  со  временем  выдвинулись  особые специалисты театр. дела: в Др. Греции - мимы, в России  -  скоморохи,  в Зап. Европе - жонглеры, шпильманы и др. Выступления актеров  чаще  всего носили передвижной ("бродячий")  характер;  в  одиночку  или  небольшими группами они переходили от селения к  селению,  каждый  из  исполнителей обычно выступал в нескольких ролях, изменяя свой облик при помощи  масок или  прибегая  к  простейшему  гриму.  Представления  разыгрывались  на открытом воздухе (в редких случаях использовалось закрытое  помещение  - сарай, харчевня, рига и др.). Выступления на открытой сценич.  площадке, среди шумной толпы, обусловили стилевые особенности  Техники  актерского исполнения: преувеличенные жесты, особая манера голосоведения и  др.  Во время действия исполнители  устанавливали  непосредственный  контакт  со зрителем, реплики часто адресовались прямо к  зрителям,  к-рые  отвечали острой шуткой. Актеры Н.  т.  в  большинстве  своем  были  неграмотны  и заучивали роли "с голоса", ют более опытных  исполнителей  (лит.  запись отсутствовала). Выступления строились на основе сценариев, к-рые  давали широкие возможности для импровизации. Актеры Н.  т.  часто  прибегали  к пантомиме, к-рая  иногда  комментировалась  чтецом.  Мастерство  актеров сочетало гимнастику, пение,  танец,  музыку,  цирк.  искусство  (фокусы, дрессировка), искусство кукольного т-ра. С течением времени их иск-во все более  и  более  специализировалось: вначале отделились цирковые артисты, затем кукольники и др. Традиционность  исполнения  определила  впоследствии  возникновение особого вида театр.  представлений,  получивших  устойчивую  форму.  Эти представления во многих странах  носят  назв.  "традиционного  т-ра".  В странах народов Азии с древнейших  времен  существовали  и  были  широко распространены нар. танце вально-пантомимич. муз. представления.  На  их основе сформировался традиц. т-р народов Азии (индонез.-топенг и  ваянг, цейлонский-колам, инд.- катакхали и др.). Творчество нар. актеров было  тесно  связано  с  интересами  трудовых эксплуатируемых масс. Оно выражало протест народа против власти феодалов и церкви, носило жизнеутверждающий антиаскетич. характер, за что  актеры подвергались преследованиям со стороны властей. В  то  же  время  Н.  т. испытывал воздействие господствующей идеологии.. Феодалы привлекали нар. актеров к своим дворам, использовали их  представления  для  утверждения своей  политики.  Значительное  влияние  оказывала  на  Н.  т.  религия: ханты-мансийские нар. представления "медвежьего праздника",  развившиеся из обрядов почитания животного, индонез.- топенг баронган, инд.-джатра и др.  Но  нар.  актеры  часто  вносили  светские  реалистич.  элементы  в представления религ. драм - ср.-век. мистерия. Критич. отношение  народа к представителям феод. знати и гор.  буржуазии  отчетливо  проявилось  в фарсе. Традиции фарса и карнавала  подготовили  появление  комедии  делъ арте (16 в.). Социальные идеи, критич. мотивы проникали и  в  представления  Н.  т. кукол, называвшегося по имени героя представления (Петрушка - в  России, Панч-в Англии, Пучинелла - в Италии, Каш-перек - в Чехословакии и др.). Традиции Н. т. получили дальнейшую разработку в творчестве крупнейших драматургов, в  иск-ве  выдающихся  актеров  -  выразителей  демократич. тенденций в т-ре. 2)  Н.  т.-т-р,  деятельность  к-рого  адресована  широкому  зрителю. Проблеме развития такого т-ра большое  внимание  уделяли  мн.  передовые деятели рус. т-ра - М. Горький и др., на зап.- Р. Роллан,  Ф.  Жемье  Ж. Вилар и др. (см. Театр). Лит.: ФаминцынА. С., Скоморохи на Руси. Исследование...,СПБ, 1889;  К истории народного театра, "Этнографическое обозрение", М., 1897-98,  кн. 35-38; Ц e х н о-в и ц e p О. В., E p е м и н И., Театр Петрушки, М.-Л., 1927; Герод, Мимиамбы, пер. с древнегреч., М., [1938]; История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мо-кульского, т. 1,М.,1956; Авдеев А. Д., Происхождение театра. Л., 1959;  Всеволодски й-Г ернгросс В. Н., Русский театр от истоков  до  середины  18  в.,  М., 1957; его же. Русская устная народная драма, М., 1959; Janin J., Debureau. histoire du theatre a quatre sous,P.,1832.