НАПРАВНИК
										НАПРАВНИК,  Эдуард  Францевич  [12Г24).  VIII.   1839,   Бейшт, Чехия,-10(23). XI. 1916, Петроград]- русский композитор  и  дирижер.  По национальности чех. Муз. образование получил  в  Праге.  С  1861  жил  в России; в 1861-63 работал капельмейстером  оркестра  Н.  Б.  Юсупова;  с 1863-пом. капельмейстера и органист, с  1867  -  второй,  с  1869-первый капельмейстер Мариинского театра в Петербурге. Приехав в Россию  молодым музыкантом,  Н.  глубоко  воспринял  рус.  муз.  культуру,  усвоил  ее исполнительские  традиции.  Н.  вскоре  стал  выдающимся  дирижером. Возглавляя  в  течение  полувека  крупнейший  оперный  т-р  России (Мариин-ский), Н. добился организованности,  дисциплины,  художественной стройности оперного ансамбля. Н. руководил первыми пост. мн.  опер  рус. композиторов:  "Вражья  сила"  Серова  (1871),  "Каменный   гость" Даргомыжского  (1872),  "Псковитянка"  (1873),  "Майская  ночь"  (1880). "Снегурочка" (1882), "Борис Годунов" (1874); "Опричник"(1874), "Кузнец Вакула" (1876), "Орлеанская  дева"  (1881), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1892) Чайковского, "Демон" (1875). Под руководством Н. была возобновлена  в  1871  опера  "Руслан  и  Людмила". Большое художественное значение  имели  и  др.  пост.  Н.  -  тетралогия "Кольцо Нибелунга" Вагнера (1900-05). оперы "Фиделио" Бетховена  (1905), "Орфей и Эври-дика" Глюка (1911). Н. стремился  к  предельно  точному  и полному  раскрытию  авторского  замысла.  Его  исполнение  отличалось тщательным  воспроизведением  текста  партитуры,  строгостью  стиля. Творческая деятельность Н.-дирижера оставила  глубокий  след  в  истории рус.  муз.  культуры.  Н.  написал  оперы  (пост.  в  Мариинском  т-ре): "Нижегородцы" (1868), "Гарольд" (1886), "Дубровский" (1895),  "Франческа да Римини" (1902),  музыку  к  драматической  поэме  "Дон  Жуан"  А.  К. Толстого и др. соч. В композиторском  творчестве  Н.  сказалось  влияние Глинки  и  Чайковского.  Произв.  Н.   отличаются   мелодичностью, законченностью  формы,  мастерской  оркестровкой,  хотя  и  лишены  ярко выраженного индивидуального стиля. Наиболее известна опера "Дубровский", сохраняющаяся в репертуаре сов. оперных т-ров. Соч.: Автобиографические, творческие  материалы,  документы,  письма, Л., 1959. Лит.: ВальтерВ.Г., Эдуард Франц евич Направник, СПБ,  1914;  Бернандт Гр., Капельмейстер русской оперы - Э. Ф. Направник, "Советская  музыка", 1939, ј 8.