МУСОРГСКИЙ
										МУСОРГСКИЙ, Модест Петрович [9(21).III.1839,  с.  Карево  Торопецкого уезда  Псковской  губ.,-16(28).  II  1.1881,  Петербург]  -  русский композитор. Участник творч. содружества "Могучая кучка",  наиболее  ярко отразивший в музыке  революц.-демократич.  идеи  60-х  гг.  19  в.  Муз. одаренность М. проявилась в раннем возрасте. В  1856  М.  окончил  школу гвардейских прапорщиков в Петербурге. Занимался музыкой под рук.  А.  А. Герке. В 1852 было издано первое соч. М.- полька "Подпрапорщик" для  фп. В 1856-57 М. познакомился с А. С. Даргомыжским и  группой  молодых  муз. деятелей, составивших впоследствии  творч.  объединение,  известное  под названием "Новая русская музыкальная школа", или  "Могучая  кучка".  Под рук. М. А. Балакирева М. изучал муз. литературу и технику композиции.  В 1858 он ушел с военной службы, решив посвятить себя музыке. В конце 50 - нач. 60-х гг. написал ряд романсов. Под влиянием революц.-демократич.  лит-ры  и  журналистики  60-х  гг. формируются материалистич. и антикрепостнич. воззрения М.,  определившие эсте-тич. принципы и основное содержание его творчества в зрелый период. Народность и реализм творчества М. ярко проявились в его вок. соч. из крестьянской игизни,  созданных в сер. и во 2-й пол. 60-х гг. Гл. целью творч. исканий М. было создание оперы. В 1863-66 он работал над оперой "Саламбо"  ("Ливиец")  по  о.  п.  Флобера.  М.  переосмыслил романтич.  сюжет  Флобера,  выдвинул  на  первый  план  гражданские  и народно-освободительные  мотивы.  Эта  работа  не  была  закончена композитором. Музыка "Саламбо" частично использована  М.  в  последующих его соч. тонера  "Борис  Годунов",  хор  с  оркестром  "Иисус  На-вин"). Незавершенной осталась также речитативная  опера  "Женитьба"  по  о.  п. Гоголя (1-е действие для голосов с фп., 1868; 2 - 4-е действия  дописаны в 1931 М. М. Ипполитовым-Ивано-вым,  к-рый  оркестровал  всю  оперу).  В 1868-69 М. написал оперу "Борис Годунов" (2-я ред.  1871-72)  по  о.  п. Пушкина, явившуюся одной  из  вершин  творчества  композитора.  Либретто оперы М. составил сам, сохранив большинство стихов Пушкина. Глубоко нар. характер и острая антимонархич. направленность  оперы  явились  причиной враждебного отношения к  ней  правящих  кругов  царской  России.  "Борис Годунов" был отклонен дирекцией императорских т-ров, м  пост.  оперы  на сцене  Мари-инского  т-ра  в  Петербурге  состоялась  только  благодаря энергичным требованиям передовой артистич. общественности  [27  янв.  (8 февр.) 1874; годом раньше на той же сцене оыли исполнены три картины  из "Бориса Годунова"].  Вопреки  травле,  к-рая  была  организована  реакц. печатью, спектакль  (с  участием  крупнейших  оперных  артистов:  И.  А. Мельникова, О. А. Петрова, Ю. ф. Платоновой, Ф. П. К омисса ржевского  и др., дирижера Э.  Ф.  Направника)  имел  огромный  успех  у  демократич. публики. В 70-х гг. четко определяются эстетич. воззрения М. (письма к  В.  В. Стасову, А. А. Голенищеву-Кутузову и др.). Он напряженно  искал  решения коренных  идейных  проблем,  выдвинутых  ходом  общественного  развития России,  стремился  показать  решающую  роль  нар.  масс  в  истории, противопоставить высокую  моральную  чистоту  и  благородство  духовного облика людей из народа  нравственному  разложению  и  упадку  совр.  ему бурж.-дворянского общества. Крупнейшей работой М. в 70-х гг. была  опера "Хованщина" (начата в 1872), написанная на сюжет (подсказанный Стасовым) из времен стрелецких восстаний  (конец  17  в.).  Композитор  сам  писал либретто  этой  оперы,  опираясь  на  широкий  круг  историч.  и  лит. источников. Определив "Хованщину" как "народную музыкальную  драму",  он тем самым подчеркнул главенствующую роль народа в ее действии. Одновременно с "Хованщиной" создавалась опера  "Сорочинская  ярмарка" на собств. либретто М. по о. п.  Гоголя  (начата  в  1874).  Стремясь  к правдивой обрисовке нац. характера,  М.  внимательно  изучал  укр.  нар. песни, использовав многие из них в музыке оперы. Если в творч. отношении 70-е гг. представляли для М. пору  наивысшего расцвета, то личная  судьба  его  складывается  в  этот  период  глубоко трагично. Чрезвычайно болезненно  воспринял  композитор  травлю  "Бориса Годунова"  господствующими  общественными  кругами  и  большей  частью критики. Кроме того, он испытывал  материальные  трудности.  В  1881  М. тяжело  заболел  и  умер  (в  Николаевском  солдатском  госпитале). Неоконченную оперу М. "Хованщина" после  смерти  композитора  дописал  и оркестровал  Римский-Корса-ков  (1883).  Впервые  опера  была  исполнена силами муз.-драм. кружка в Петербурге под упр.  Э.  Ю.  Гольд  штейна  в 1886. Над завершением "Сорочинской ярмарки" работали А. К. Лядов п В. Г. Каратыгин (их работа использована при пост. муз. спектакля  "Сорочинская ярмарка" в "Свободном т-ре" в Москве  в  1913).  Полная  редакция  оперы сделана Ц. А. Кюи в 1915-16 [пост. 13(26) окт. 1917 в театре Муз.  драмы в Петрограде], а затем В. Я. Шебалиным в 1930. Один из величайших рус. композиторов-реалистов, М. с  огромной  силой отразил в музыке образы нар.  жизни.  В  своей  творч.  деятельности  он стремился   к   сознательному   служению   передовым   демократич., освободительным идеалам, постоянно подчеркивал, что художник должен быть активным членом общества,  бойцом  и  трибуном.  Этим  определялось  его требование безусловной правдивости художественного изображения, смелого, последовательного раскрытия всех жизненных противоречий в иск-ве. Острая жанровая характеристичность и мастерство обрисовки нар. масс соединялись у М. с исключительной глубиной проникновения в душевный мир человека. Он необычайно ярко воспроизводил разл. душевные состояния, создавал в музыке законченные реалистич. характеры-трагич. образы Бориса  Годунова; Марфы,  Досифея  ("Хованщина"),  В   поисках   разнообразного   по выразительности, ярко характерного реалистич. муз. языка  М.,  наряду  с широким использованием разл. видов на р.-песенного творчества, обращался (вслед за А. С. Даргомыжским) к непосредственному претворению  интонаций живой человеческой речи. На  основе  органич.  взаимопроникновения  этих двух элементов им был создан глубоко своеобразный мелодич. язык, в к-ром широкая  эмоциональная  напевность  сочетается  с  гибкой,  детальной передачей декламационных оттенков текста. Развивая традицию "Ивана Сусанина",  М.  создал  новый  тип  народной историч. муз. драмы. Главным драматургич. элементом и основной  движущей силой всего действия в историч. операх М. является  народ,  в  обрисовке к-рого яркая жанровая конкретность соединяется  с  монументальной  эпич. мощью и цельностью.  Новаторская  по  своей  природе  драматургия  оперы "Борис Годунов" построена на сопоставлении и взаимодействии  социального конфликта    (антагонизм    народа    и    царской    власти)    с национально-государственным (борьба Руси против попыток  ее  закабаления иностр. интервентами). Этот двойной конфликт определяет  сквозную  линию муз.-драматургич. развития оперы,  к-рой  подчиняется  все  многообразие индивидуальных характеристик. Применяя разнообразные средства  вокальной и инструментальной выразительности, М.  достигает  в  "Борисе  Годунове" тонкого  соответствия  музыки  всем  деталям  драматич.  действия, законченности  и  стройности  общей  муз.  композиции.  Действие  оперы строится на широко развернутых, полных напряженного драматизма  массовых хоровых сценах, показывающих постепенный  рост  нар.  гнева.  Еще  более велика роль народно-массовых сцен в "Хованщине". В этой нар. муз. драме, отличающейся  необычайной  широтой  и  монументальностью  концепции,  М. стремился воссоздать картину эпохи, насыщенной  острыми  противоречиями, борьбой социально-политич. интересов. Композитор дает дифференцированную обрисовку  народа.  С  этим  связано  богатство  и   разнообразие народно-песенных жанров, использованных в музыке "Хованщины".  Столь  же многообразны характеристики индивидуальных персонажей, являющихся как бы собирательными  образами;  в  них  обобщены  характерные  черты  разл. социально-историч. типов. Вместе  с  тем  замысел  "Хованщины"  страдает нек-рой идейной неясностью и противоречивостью. Еще в период  работы  М. над "Хованщиной" В. В. Стасов указывал композитору на отсутствие  в  ней "элемента политического, активного, предпринимающего что-то,  идущего  к какой-то цели" (цит. по кн. : М.  П.  Мусоргский.  Письма  и  документы,  1932,  с.  487).  Отсюда недостаточная    целеустремленность    драматургии    "Хованщины", пессимистичность финала. В отличие от  монументальных  историч.  муз.  драм  М.,  "Сорочинская ярмарка"  написана  в  небольших,  простых  и  скромных   формах, соответствующих  жанру  комич.  оперы.  Ее  музыка,  проникнутая  нар. песенно-стью,  отличается  сочным  жанровым  колоритом,  непринужденной комедийной живостью  и  остротой,  светлым,  жизнерадостным  лиризмом  и поэтич.  задушевностью.  Хотя  пост.  опер  М.  в  дореволюц.  России наталкивались на всевозможные препятствия, с конца 19 в. "Борис Годунов" утвердился в репертуаре оперных т-ров России  (а  позднее  и  др.  стран мира) в ред. Н. А. Римского-Корсакова (первая пост.  в  Петербурге  -  в Обществе муз. собраний, 1896, в Москве-в Частной русской опере с  Ф.  И. Шаляпиным в гл. роли, 1898). "Хованщина" была допущена на казенную сцену лишь в 1913  (благодаря  настояниям  Шаляпина).  В  этот  период  возник широкий интерес к творчеству М. на Западе. Подлинное признание произведения М. получили  в  нашей  стране  после Октябрьской революции. Его оперы ставятся  во  всех  крупнейших  оперных т-рах СССР, на яз.  многих  народов  Сов.  Союза,  они  получили  новую, углубленную идейно-худ ожеств. трактовку.  Имя  М.  присвоено  Уральской гос. консерватории в Свердловске. Лит.: "Музыкальный современник", 1917, кн. 5-6; Стасов В., Собрание статей  о  М.  Мусоргском  и  его  произведениях, М.-П., 1922; е г о ж е, Избранные сочинения в трех томах, 1-3, M., 1952; Глебов И. (Асафьев Б. В.), Мусоргский. Опыт  характеристики,  М.,  1923; его ж е, К восстановлению "Бориса Годунова" Мусоргского. Сб. статей, М., 1928; Луначарский А. В., "Борис Годунов" Мусоргского, в его сб.: В  мире музыки, М.- П., 1923, М., 1958; Мусоргский, ч. 1. Борис Годунов. Статьи ? исследования, М., 1930; Мусоргский и его "Хованщина". Сб. статей  и либретто], М., 1928; М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня  смерти. 1881-1931. Статьи и материалы под ред. Ю. Келдыша  и  В.  Яковлева,  М., 1932 (имеется список произведений и муз. работ М. и библиография о нем); "Сов. музыка", 1939, ј 4 (весь посвящен М.); Т у м а н и-н а  Н.,  М. П. Мусоргский. Жизнь и творчество, М.-Л., 1939; Орлов Г., Летопись жизни и творчества М. П. Мусоргского, М.-Л., 1940; Келдыш Ю., История  русской музыки, ч. 2, М.-Л., 1947, гл. 6, с. 134-179. Г. Кел.