МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА
										МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА - 1) Одно из ранних названий оперы в Италии (dramma in musica, dramma per la musica). Появившись на рубеже  16-17  вв.,  при возникновении оперы,  термин  "М.  д."  к  19  в.  постепенно  вышел  из употребления. В сер. 19 в. в Германии его вновь ввел  Р.  Вагнер,  к-рый называл М. д. свои оперы, приближавшиеся по строению к драме (тетралогия "Кольцо Ннбелунга", "Тристан и Изольда", "Парсифаль").  Вагнеровские  М. д. резко отличались от исторически сложивщихся типов  оперы  (отсутствие членения актов на отдельные  законченные  номера,  отказ  от  ансамблей, хора, балета и т. п.). 2)Драма-тич. произведение,  в  к-ром  существенно важное место  занимает  музыка  (вок.  и  инструмент.),  определяющая  в значительной мере  драматургич.  структуру  произведения.  Этот  жанр  с давних времен широко представлен в муз. т-ре Китая. В годы  Сов.  власти он получил распространение в  республиках  Средней  Азии  и  Казахстане, первоначально в виде драматич. обработок популярных сказаний и  образцов классич. поэзии ("Лейли и Меджнун", "Фархад и Ширин", "Тахир и Зухра"  и др.). Музыка их основывалась на нар. песнях и танцах, на традициях  нац. муз. иск-ва; исполнение песен было  одноголосным,  пение  сопровождалось ансамблем нар. инструментов. В 30-х гг.  создаются  М.  д.  с  номерами, специально сочиненными композиторами, вводится  симф.  оркестр,  хоровое многоголосие. Таковы:  "Кыз-Жибек"  Брусиловского  (Казах.  ССР,  1934), "Фархад и Ширин" Успенского и Му-шеля (Узб. ССР, 1937). Появляются М. д. на совр. тематику  ("Алтын  кыз"  Власова  и  Фере,  Кирг.  ССР,  1937). Отдельные М. д. были переработаны в оперы ("Гюльсара" Глиэра и Садыкова, Узб. ССР, 1949).  3)  Термин  "М.  д."  применяют  также  для  жанрового обознач. оперы драм. характера, в  отличие  от  оперы  комической  (муз. комедии), эпической, сказочной и т.  д.  В  этом  смысле,  напр.,  оперу "Царская невеста" Римского-Корсакова иногда называют  М.  д.  Мусоргский назвал свою оперу "Хованщина" народной М., д.