МОСКОВСКИЙ ТЕАТР САТИРЫ
										МОСКОВСКИЙ ТЕАТР САТИРЫ - русский советский театр.  Открылся  1  окт. 1924 спектаклем "Москва с точки зрения" В. Я. Типота я  Н.  Р.  Эрдмана. Первое пятилетие в репертуаре т-ра преобладали обозрения-  политические, бытовые, иногда пародийные: "Спокойно  -  снимаю",  "Европа,  что  надо" (1925), "А не хулиган ли Вы,  гражданин?"  (1927),  "Довольно,  бросьте" (1929), "Извините  за  резкость"  (1930),  к-рые  создавались  гл.  обр. коллективом авторов - А. М. Арго, В. Е. Ардовым,  Н.  Вольпиным,  Л.  В. Никулиным. В. 3. Массом, В. Я. Типотом, Н. Р. Эрдманом и  др.  Наряду  с обозрениями ставились пьесы разных комедийных жанров  -  в  этот  период началась длительная борьба за сов. комедию. Были пост.  комедии:  "114-я статья" (1924) и "Склока" (1927) Ардова и Никулина; "Вредный  элемент"  (1927)  и  "Лира  напрокат"  (1928)  Шкваркина, "Квадратура  круга"  Катаева  (1928).  Шли  также  сатирич.  комедии  В. Газенклевера, Л. Вернея и др. С нач. 30-х гг. основой репертуара т-ра становится  бытовая  комедия. Этот период связан с расцветом драматургии В. В. Шкваркина и приходом  в т-р в качестве художественного руководителя Н. М. Горчакова (1933). Наиболее значит, спектакли 30-х гг.: "Чужой ребенок" (1933) и "Простая девушка" (1937) Шкваркина, "Большая  семья"  (1936),  "Таланты" (1938) и "Сашка" (1940) Финна, "Дорога цветов" Катаева (1934), "Мелкие козыри" Ардова (1937) и др.  В  спектаклях  этих  лет рассказ о комич. происшествии преобладал  над  сатирич.  обобщением.  Их отличали метко схваченные жанровые наблюдения,  отклики  на  злобу  дня, хлесткий юмор. Т-р интересовала и классич. комедия - шли также спектакли "Город Глупов" по Салтыкову-Щедрину  (1932),  "Господин  де  Пур-соньяк" Мольера (1938). В 40-50-е гг. наиболее значит, спектаклями т-ра были: героич. комедия Кочеткова и Липскерова "Надежда Дурова"  (1942),  бытовые  комедии-шутки "Факир на час" Дыховичного и Слободского (1945) и "День отдыха"  Катаева (1946), пьесы-памфлеты "Миссия мистера Перкинса  в  страну  большевиков" Корнейчука (1944), "Остров  мира"  Петрова  (1947),  водевиль  Галича  и Исаева "Вас вызывает Таймыр" (1948).  Т-р  пост.  поэтич.  пьесу-легенду кит.  классика  Ван  Ши-фу  "Пролитая  чаша"  (1952),  большим  успехом пользовалась  лирич.  комедия  драматурга  коми  Дьяконова  "Свадьба  с приданым" (1950, реж. Равен-ских. Гос. пр.  СССР,  1951),  шла  сатирич. комедия рум., классика И. Л. Караджале "Потерянное письмо" (1952). Этапными спектаклями для т-ра стали пост. пьес В. Маяковского  "Баня" (1953,  реж.  Петров,  Плучек,  Юткевич),  "Клоп"  (1955,  реж.  Плучек, Юткевич), "Ми-стерия-Буфф"  (1957,  реж.  Плучек).  Остро  сатирические, отмеченные глубиной социальной типизации, новаторские по  театр.  форме, они  определили  публицистич.  направленность  искусства  театра,  яркую зрелищность, театральность его спектаклей. Спектакли конца 50-60-х гг. свидетельствуют о жанровом  разнообразии. Т-р пост.: комедию Островского "На всякого  мудреца  довольно  простоты" (1958), драматич. сатиру Назыма Хикмета "Дамоклов меч"  (1959),  бытовую комедию Бирюкова  "Яблоко  раздора"  (1961),  инсц.  памфлета  М.  Ларни "Четвертый позвонок" (1961), инсценировки - "Золотой теленок"  (1958)  и "12 стульев" (1960) Ильфа и Петрова; впервые на рус. сцене пост. комедию Шоу "Дом, где разбиваются сердца" (1962) и др. Т-р привлекал  актеров,  владеющих  иск-вом  комич.  диалога,  пения, танца, способных сочетать  психоло-гич.  правду  характеров  с  сатирич. остротой. В т-ре работали крупнейшие сов. комедийные актеры: Я. М. Волков, В. Д. Доронин, О. П.  Зверева,  И.  И.  Зе-нин,  Д.  Л. Кара-Дмитриев, Р. Г. Корф,  Ф.  Н.  Ку-рихин,  И.  А.  Любезнов,  Е.  Я. Милютина, Е. Н. Неверова, П. Н. Поль, К. В. Пугачева, Н. И. Слонова,  Я. М.  Рудин,  В.  Я.  Хенкин,  Р.  М.  Холодов  и  др.  Художественными руководителями т-ра  были:  Д.  Г.  Гутман  (1926-29),  Н.  М.  Горчаков (1933-41 и в 1943-48), Н. В. Петров (1948-53), П. П. Васильев (1953-56). В труппе т-ра (1964); нар. арт. РСФСР Т. И. Пельтцер, Г. П.  Менглет; засл. артисты РСФСР В. К. Васильева, В. А. Дорофеев, Ф. А. Димант, Г. И. Доре, О. П. Зверева, А. Д. Папанов, Г. Б. Тусузов; засл. арт. Тадж.  ССР О. П. Солюс; актеры: О. А. Аросева, Н. Н. Архип ова, 3. Н. Зелинская, Б. В. Рунге, В. Г. Токарская и др. Гл. режиссер т-ра (с 1957) - засл.  арт. РСФСР В. Н. Плучек. Лит.: Дмитриев Ю. А., Театры комедии и сатиры, в кн.: Очерки  истории русского советского драматического театра, т. 1, М.,  1954;  Фролов  В., Общественное назначение театра сатиры, "Театр", 1950, .ј 1. 3. Вл.