МОСКОВСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР
										МОСКОВСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР  (  М  о  с  к  о  в-ский  государственный еврейский театр - ГОСЕТ) - еврейский советский театр. Был создан в  1919 на  базе  гос.  евр.  театр.  студии  при  ТЕ  О  (Театральном  отделе) Наркомпроса в Петрограде. В 1920 переведен в Москву. До 1925 наз.  Моск. гос. евр. Камерным т-ром (ГОСЕКТ). Организатором  т-ра  и  до  1929  его художеств. руководителем, режиссером всех  осн.  постановок  был  А.  М. Грановский. Уже в первом спектакле, показанном в Москве в 1921,-  "Вечер Шолом Алейхема", проявились дарования С. М. Михоэлса и  В.  Л.  Зускина. Стремясь бороться против штампов старого евр. т-ра, М. е.  т.  в  первый период своей деятельности  увлекся  т.  н.  чистой  театральностью;  гл. внимание уделялось  ритму,  интонации,  жесту,  движению;  в  спектаклях использовались  стилизованные  костюмы  и  декорации.  Для  пост.  этого периода характерны гротеск, шарж, ирония. Репертуар  т-ра  ограничивался пьесами, воспроизводившими  жизнь  старых  евр.  местечек,  действующими лицами были местечковые святоши, лицемерные богачи и задавленные нуждой, но веселые, мечтательные бедняки. Среди лучших спектаклей т-ра этого периода-"Колдунья" по  Гольдфадену (1922, лит.-сценич. композиция Литвакова и Добрушина, комп. Ахрон,  худ. Рабинович;  Колдунья  -  Зускин,  Гоцмах-Михоэлс,  Миреле-Ровина),  "200 тысяч" по Шолом Алейхему (1923, муз. Пульвера, худ. Рабинович; Шимеле Сорокер  -  Михоэлс,  Соловейчик  -  Зускин),  "Три  изюминки" (композиция из 3 театр. пародий, текст Добрушина  и  Ойслендера,  1924), "Ночь на старом рынке" Пе-реца (1925, муз. Крейна;  Бадхен  -  Михоэлс), "Путешествие Вениамина III" по Менделе Мойхер-Сфориму (1927, худ. Фальк; Вениамин - Михоэлс, Сендерл-баба- Зускин), "Человек  воздуха"  по  Шолом Алейхему  (1928,  Менахем  Мендл  -  Михоэлс,  Шейне  -  Минкова,  Хане Риве-Ротбаум, Капоте-Зускин). Т-р  систематически  выезжал  на  гастроли  (Белоруссия,  Украина, Ленинград и др.), в 1928 показывал свои спектакли за рубежом  (Германия, Австрия и др.). Новый этап в  жизни  т-ра  начался  в  1929,  когда  его руководителем стал Михоэлс. Начиная со спектакля  "Суд  идет"  Добрушина (1929) на сцене М. е. т. ставились пьесы на современные темы; в эти годы все отчетливей становится стремление театра к глубокому  раскрытию  идеи произв., к психологически  мотивированному  выявлению  внутреннего  мира героев. В этот период были пост. .'"Глухой" Бергельсона (1930,  реж.  Радлов, худ. Рабинович; Глухой-Михоэлс, Эстер-Ротбаум,  Мендл-ГольдбЯат,  Иоселе Бобцес-Зускин,  Шульц-Штейман)-о  революции  1905,  "Мера  строгости" Бергельсона (1933)-о новых сов. людях,  "Юлис"  ("Четыре  дня")  Даниэля (1931)-из эпохи гражд. войны,  "Семья  Овадис"  Маркиша  (1937,  реж.  и исполнитель роли Зайвл Овадиса-Михоэлс, худ. Тыш-лер; Мотька - Зускин) - о  пограничниках  Дальнего  Востока,  "Бар  Кохба"  Галкина  (1938)  - нар.-героич. трагедия из истории борьбы  Иудеи  с  рим.  поработителями, "Суламифь"по Гольдфадену (1937, реж.Михоэлс,  худ.  Рындин)  и  др.  Т-р начал ставить произв. мировой классич. драматургии, по-новому осмысливал и  евр.  классику  ("Блуждающие  звезды"  по  Шолом  Алейхему,  1941). Крупнейшие спектакли: "Король Лир" (1935, реж. Радлов, худ. Тышлер;  Лир - Михоэлс, Шут - Зускин), "Тевье-молочник" по  Шолом  Алейхему  (реж.  и исполнитель гл. роли - Михоэлс, худ. Рабинович). Первые годы Великой Отечеств, войны (до 1943) М. е.  т.  находился  в эвакуации  в  Ташкенте;  пост.  "Хамза"  Яшена.  Значит,  спектакль послевоенного периода - "Фрейлехс" 3. Шнеера (1945, реж. Ми-хоэлс,  худ. Тышлер, Бадхен - Зускин). Обстоятельства, сложившиеся в период культа личности Сталина,  тяжело отразились на деятельности М. е. т. В эти годы т-р  лишился  двух  своих лучших актеров - С. М. Михоэлса и В. Л. Зускина. Посещаемость его падала и в 1949  после  перехода  на  самоокупаемость  М.  е.  т.  был  закрыт. (Иллюстрации см. в статьях В. Л. Зускин С. М. Михоэлс, Еврейский театр). Лит.: Литваков М., Пять лет гос. еврейского Камерного т-ра, М.,  1924 (на идиш); Загорский М., Михоэлс,  М.-  Л.,  1927;  Дейч  А.  И.,  Маски еврейского театра, М., 1927; Соболь А., Почти выигрыш, "Театр и музыка", 1923, ј 36; Живов М., Мечты и страдания Тевье-молочника, "Театр",  1939, ј 1. А. Шн.