МОСКВИЧЕВ
										МОСКВИЧЕВ, Дмитрий (гг. рожд. и смерти неизв.)-русский актер. В  80-х гг. 18 в., будучи сержантом Орловской губернской роты, был участником, а затем и руководителем распространенных в солдатской среде  представлений нар.  драмы  ("Лодка",  "Царь  Максимилиан";  пост.  также  лит.  пьесу "Димитрий Самозванец" Сумарокова и др.). В 1791 М.,  узнав  об  открытии проф. наместнического т-ра в Харькове,  бежал  из  Орла  и,  скрыв  свое звание, поступил на Харьковскую сцену.  Во  время  дебюта  (гл.  роль  в комич. опере "Князь-трубочист, трубочист-князь") М. был узнан  орловским губернатором. Однако, ввиду большого сценич. успеха, избежал расправы  и был переведен в харьковскую губернскую роту. Стал признанным премьером и руководителем  Харьковского  т-ра.  Исполнение  М.  было  подчеркнуто буффонным, ярко эмоциональным, нередко актер  прибегал  к  импровизации. Его  лучшая  роль  -  Мельник  ("Мельник  -  колдун,  обманщики  сват" Аблесимова, муз.  Соколовского).  Вместе  с  М.  играла  и  его  жена  - даровитая   актриса   Елизавета   Гавриловна   Москвичева   (первая актриса-женщина на харьковской сцене). Демократизм обществ,  позиций  М. проявился прежде всего в выборе репертуара т-ра. При нем  ставились  гл. обр. сатирич. комедии, мещанские драмы  и  комич.  оперы  рус.  авторов: "Вздорщица" и "Скупой" Сумарокова, "Так  и  должно"  Веревкина,  "Добрые солдаты" Хераскова, "Сбитенщик", "Несчастье от кареты" Княжнина, "Розана и  Любим"  Николева,  "Недоросль"  Фонвизина.  Направление  репертуара харьковского т-ра, а также демократизм и "природность"  игры  самого  М. вызывали неудовольствие дворянской  верхушки  харьковского  общества.  В 1793 М. был отстранен от руководства Харьковским т-ром и, видимо, вообще перестал выступать  на  его  сцене.  Его  сменил  петерб.  актер  Т.  В. Константинов. Лит.: К в'? тка-Основ'яненко Г. Ф., История театра в Харькове, Твори, т. 6, Кив, 1957. А. Кл.