МОСКВИН
										МОСКВИН, Иван Михайлович [6(18).VI.1874, Москва,-  16.  II.1946,  там же] - русский советский актер. Нар.  арт.  СССР  (1936).  Депутат  Верх. Совета СССР 1-го созыва. Род. в семье часовщика. С 14 лет  участвовал  в домашних спектаклях. В 1893 поступил в Муз.-драм. уч-ще Моск. филрмонич. об-ва (драм. класс В. И. Немировича-Данченко).  На  выпускных  экзаменах играл роли доктора Ранка ("Нора") и Елеси ("Не было ни гроша,  да  вдруг алтын" Островского), уже тогда нарушая правила амплуа.  После  окончания уч-ща М. был приглашен играть небольшие роли в гастрольной поездке с  Г. Н. Федотовой; в сент. 1896 вступил в  антрепризу  3.  А.  Малиновской  в Ярославле, где за один сезон  сыграл  77  ролей  (б.  ч.  водевильных  и комических, а также  драматич.),  среди  них  -  учитель  Медве-денко  в "Чайке". В сезоне 1897-98 М. работал  в  Т-ре  Корша;  исполнял  роли  в фарсах, водевилях, совр. комедиях,  а  также  в  классич.  репертуаре  - Бобчинский ("Ревизор"), Загорецкий ("Горе от ума"),  Милонов  ("Лес")  и др.  С  1898  -  актер  Московского  Художеств,  т-ра.  По  предложению Неми-ровича-Данченко ему была поручена роль царя Федора (вначале вместе с др. претендентами) в  первом  спектакле  МХТ "Царь Федор Иоанно-вич". Немиро  вич-Данченко  работал  с  М.  над  этой ролью, подсказав ему осн. задачу: "всех согласить, все сгладить".  После показа К. С. Станиславский безоговорочно утвердил М. в роли царя Федора. Премьера трагедии  А.  К.  Толстого  в  день  открытия  МХТ  сделала  М. знаменитым, и роль Федора он играл в течение всей своей жизни. С наибольшей полнотой талант М. раскрылся в произв. рус.  авторов,  в воплощении рус. типов. Лучшие роли:  странник  Лука  ("На  дне",  1902), Епи-ходов ("Вишневый  сад",  1904),  Снегирев  ("Братья  Карамазовы"  по Достоевскому, 1910), Протасов ("Живой труп", 1911). Проникновенно  играя людей, униженных и оскорбленных обществом, М. с той же мерой психологич. достоверности создавал образы людей, порожденных этим обществом:  таковы соглядатай и  любезник  Загорецкий  ("Горе  от  ума",  1906),  шантажист Голутвин ("На всякого мудреца  довольно  простоты"  Островского,  1910). униженный, мстительный,  жадный  Прокофий  Пазу-хин  ("Смерть  Пазухина" Салтыкова-Щедрина, 1914), паясничающий и  елейный  Фома  Опискин  ("Село Степанчиково" по Достоевскому,  1917).  Для  М.  большое  значение  имел внешний рисунок роли, к-рый служил артисту ключом к раскрытию внутренней жизни разнородных и резко очерченных индивидуальностей.  Этот  острый  и необычный  рисунок  был  продиктован  не  только  безошибочной  внешней наблюдательностью, но и проникновенной психологич. зоркостью  М.  Артист великолепно знал быт, нравы старой Москвы, ее сочный говор, ее типы.  Он был знаком  с  жизненными  прототипами  и  своего  царя  Федора,  с  его бессильной добротой, хлопотливостью,  простонародной  религиозностью,  и своего  странника  Луки,  и  своего  "Мочалки"  -спившегося  капитана Снегирева,  с  его  растоптанным  и  воспаленным  самолюбием,  и  своего фантастич.  безобразника,  пьяницы  Хлынова,  и  жалкого  конторщика Епи-ходова. М. обладал даром сгущать  быт,  сообщать  ему  масштабность; конкретность   наблюдений   сочеталась   в   его   творчестве    с многозначительностью. Точность в определении "зерна" роли, действенность "сверхзадачи", возбудимость  эмоциональной  памяти,  щедрость  фантазии, богатство жизненных впечатлений  и  свобода  в  их  сценич.  претворении сделали М. одним из  лучших  рус.  актеров.  М.  с  наибольшей  полнотой выразил взаимосвязь новой творч. школы МХТ с нац. традицией рус.  сцены. Извечный для демо-кратич. рус. т-ра интерес  к  нравственным  проблемам, точность социальной трактовки и ярко выраженный нац. характер творчества сочетались в иск-ве М. с яркостью,  смелостью,  своеобразным  удальством актерских приемов, склонностью к импровизации. В  сов.  т-ре  М.  создал такие  выдающиеся  образы,  как  Хлынов  ("Горячее  сердце",  1926), провинциальный "демон", обуреваемый страстями морильщик клопов  Черваков ("Унтиловск" Леонова, 1928), упоенный своей безответственностью  Ноздрев ("Мертвые  души",  1932).  В  сов.  время  определился  интерес  М.  к нар.-героическим  темам  (Пугачев  -  "Пугачевщина"  Тренева,  1925, Горностаев - "Любовь Яровая", 1936), к воплощению образов  современников (Горлов - "Фронт" Корнейчука.  1942,'  адмирал  Белобров-"Офицер  флота" Крона, 1945). Совершенным мастерством,  своеобразным,  скрытым  лиризмом отмечена одна из позднейших работ М.-  роль  Флора  Федулыча  Прибыткова ("Последняя жертва", 1944). М. участвовал как режиссер в пост. спектаклей  МХАТа:  "Синяя  птица" (1908), "Ревизор" (1908), "Месяц в деревне"  (1909),  "Смерть  Пазухина" (1914). "Три толстяка"  (1930).  Пользовался  большой  известностью  как чтец, прежде всего как исполнитель чеховских рассказов  ("Злоумышленник" и др.). С 1943 был директором МХАТа. Снимался в кино. Его выступления  в  картинах  "Поликушка"  (1919)  и "Коллежский регистратор" (1925) имели большое Значение для становления реалистич.,  углубленно психологич. актерского иск-ва в кино. Др. роли: Подьячий ("Самоуправцы" Писемского, 1898),  Тесман  ("Гедда Габлер" Ибсена), Федор ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого),  Повар ("Чайка"), все в 1899, Бобыль ("Снегурочка", 1900), Родэ ("Три  сестры", 1901), Арнольд ("Микаэль Крамер" Гауптмана, 1901),  Гай  Лигарий  ("Юлий Цезарь" Шекспира, 1903), Львов ("Иванов"), Дьячок ("Хирургия" по Чехову, обе  в  1904),  Освальд  (1905),  Самозванец  ("Борис  Годунов",  1907), Бобчинский (1908) Кот  ("Синяя  птица"  Метерлинка,  1908),  Шпигельский ("Месяц в деревне" Тургенева, 1912), Городничий (1921). Лит.:  Виленкин  В.  Я.,  И.  М.  Москвин  на  сцене  Московского Художественного театра, М., 1946- И М Москвин. Статьи и  материалы,  М., 1948 (имеется библиография); Марков П., Москвин,  в  кн.:  Театральные  портреты,  М.-  Л.,  1939; Соболев Ю., И. М. Москвин, в сб Мастера  МХАТ,  М.-Л.,  1939;  Ежегодник МХАТ, 1946, М., 1948, разд. 1;  Ростоцкий  Б.,  Чушкин  Н.,  Царь  Федор Иоаннович на сцене МХАТ, М.-- Л., 1940. И Сол