МОСКВА
										МОСКВА  -  политический,  культурный  и  промышленный  центр  страны, столица  Союза  Советских  Социалистических  Республик  и  Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Нас.- 6354 т. ч. (на 1963, в совр. границах). В кон. 16 в. при дворе моек. царей  существовала  "потешная  палата", к-рая подготовила появление придворного т-ра. 17 (27) окт.  1672  труппа пастора Грегори показала первое представление при царском  дворе,  и  до 1676 труппа выступала в  Кремле  и  с.  Преображенском  (см.  Комедийная хоромина). В 1702 приглашенный Петром I Я. Кунст набрал рус. учеников  и открыл т-р в нем. слободе, в доме Лефорта, здесь давались представления, перенесенные затем в "коме-диальную  храмину",  выстроенную  по  приказу Петра I на Красной площади  (т-р  закрылся  в  1706).  Придворный  театр существовал также  p  селе  Преображенском  в  палатах  царевны  Натальи Алексеевны. В 1-й четв. 18 в.  значит,  распространение  получили  т-ры, создававшиеся при учебных заведениях Москвы (см. Школьный театр). В 1742 в царствование Елизаветы Петровны в М. был построен Оперный  дом  на  р. Яузе (см. Головинский оперный дом) и Немецкий театр у Красных  ворот.  К 1749 относятся первые сведения о труппах любителей-разночинцев  ("охочих комедиантах"), игравших на святках любит, спектакли. В  1757  при  Моск. ун-те был организован Университетский театр. к-рый объединился  с  итал. оперной труппой. 29 янв. 1759 состоялось офиц. открытие  нового  т-ра  в Оперном доме (у  Красного  пруда).  Рус.  драм.  труппа  получила  назв. "Российского театра" и с 1769 показывала спектакли в доме  Воронцова.  В 1772-76 антрепризу в М. держали М. Гроти, кн. П. В. Урусов, М. Медокс. В 1780 Медокс выстроил на углу Петровки гор. публичный т-р на 1500 мест  - Петровский т-р (сгорел в 1805), где давались оперные и драм.  спектакли. Со 2-й пол. 18 в. большое распространение получил крепостной театр (т-ры Шереметевых, Юсуповых, Столыпиных, Апраксиных и др.). В сер. 80-х гг. 18 в. впервые в России была введена цензура,  чинившая  препятствия  работе т-ра. Опасаясь влияния прогрессивного театр.  иск-ва,  царское  пр-во  в 1806 учреждает в Москве императорские (казенные) т-ры, находившиеся  под строгим контролем чиновников. В 1806  в  казенную  труппу  вошли  актеры крепостных  т-ров,  часть  актеров  труппы  Медокса,  в  т.  ч.  В.  П. Померанцев,. П. А. Плавильщиков, С. Н. и  Е.  С.  Сандуновы  и  др.  Эта труппа играла в доме Пашкова на углу Никитской и Моховой и  в  Арбатском т-ре. В 1824 драм. труппа  переходит  в  дом  купца  Варгина  на  Театр, площади, где 14 (26) октября состоялось офиц. открытие Малого театра.  6 (18) янв.. 1825 на месте Петровского т-ра состоялось  открытие  Большого  театра (см. Большой театр Союза ССР), построенного в  1824  по  проекту  А.  А. Михайлова архитектором О. И. Бове. В  1827  введена  монополия  имп.  т-ров,  уничтожившая  возможность организации частных т-ров. Вследствие  эконо-мич.  оскудения  дворянства прекратили свое существование и крепостные т-ры. Оживление обществ, жизни в нач. 60-х гг. особенно сказалось на  Малом т-ре. Т-р ставил Островского, Сухово-Кобылина и др. В  труппу  в  разные годы входили: П. С. Мо-чалов, М. С.  Щепкин,  Л.  П.  Никулина-Косицкая, Н.М.Медведева, Н. В. Рыкалова, Г. Н. Федотова, П. М.,  М.  П.  и  О.  О. Садовские, В. И. Живокини, С. В. Васильев, С. В. Шумский, И. В. Самарин, М. Н. Ермолова, А. И. Южин, А. П. Ленский и др. С сер. 19 в., особенно после пост. опер М. И. Глинки  "Иван  Сусанин" (1842) и "Руслан и Людмила"  (1846),  начался  наиболее  значит,  период истории Большого т-ра (в 1856 заново построен после  пожара  по  проекту архитектора А" Кавоса). В  репертуар  т-ра  входили  оперы  Чайковского, Серова.  Рубинштейна.  В  начале  20  в.  утвердилась  нац.  рус. исполнительская школа, представленная Ф. И. Шаляпиным, Л. В.  Собиновым, А. В. Неждановой. Конец  19  -  нач.  20  вв.  ознаменованы  сдвигами  в развитии  моек.  балета.  Появление  в  репертуаре  "Спящей  красавицы", "Раймонды", "Лебединого озера"  обогатили  балетное  иск-во  психологич. реализмом. Но монополия императорских т-ров  тормозила  развитие  театр. иск-ва. Еще  в  сер.  1860  возникают  попытки  нарушить  эту  монополию (спектакли "Артистич. кружка").  В  1872  на  Варварской  площади  (ныне площадь Ногина) организуется Нар. т-р на моек. Политехнич.  выставке.  В его репертуаре были произв.  рус.  классики.  В  труппу  входили  М.  И. Писарев, П. А. Стрепетова, Н. X. Рыбаков. После закрытия выставки здание т-ра и его имущество были приобретены  вновь  открывшимся  Общедоступным т-ром; в его труппу  вошли  и  нек-рые  актеры  Нар.  т-ра.  В  1865  по инициативе  Островского,  Н.  Г.  Рубинштейна  и  др.  в  М.  возник "Артистический кружок". Артистка А. А. Бренко, обойдя закон о монополии, в  1880-82  организовала  т-р  на  Тверской  ул.,  близ  памятника Пушкину-"Пушкинский т-р". В сер. 60-х и в 70-е гг. в рус.  т-ре  большое значение приобретает оперетта (т-ры М. В. Лентовского в садах  "Эрмитаж" и др.). В 1882 была  отменена  монополия  императорских  т-ров  в  обеих столицах. С осени вМ. возникают частные т-ры, самым крупным из к-рых был Т-р Ф. А. Корша (см.  Корта  театр).  В  80-90-е  гг.  делались  попытки создать еще несколько драм. т-ров (Т-р Е. Н. Горевой, Т-р М.М. Абрамовой и др.). Существовали  любительские  т-ры.  В  1877  возник  Алексеевский кружок, из к-рого по инициативе К. С. Алексеева (Станиславского) выросло Общество искусства и литературы, просуществовавшее до 1898. В 1885 С. И. Мамонтов открыл первую частную оперу  (см.  Московская  частная  русская опера) в помещении, к-рое в 1902 было переоборудовано для  МХТ;  в  1896 спектакли оперы шли в здании Т-ра  Солодовникова.  Вступив  в  борьбу  с рутиной казенной -оперы, Т-р Мамонтова произвел реформу оперного театра. Театр просуществовал до 1904. На смену ему пришел  оперный  Т-р  Зимина, работавший до 1924 под разными названиями. В М. проходили  гастроли  крупнейших  пстерб.  и  про-винц.  актеров. Приезжали  виднейшие  актеры  зап.  т-ра  (Дузе,  Сара  Бернар,  Режан, Сальвини, Барнай, Росси, Поссарт, Б. К. и Э. Коклен, Мейнингенский т-р и др.); для гастролей на Б. Никитской ул.  был  выстроен  специальный  т-р "Интернациональный т-р", или т-р "Парадиз" (ныне здесь  играет  Т-р  им. Маяковского). В 1898 казенной дирекцией был осн. 3-й имп.  т-р  -  Новый театр. просуществовавший до  1907.  С  нач.  20  в.  в  М.  организуются общедоступные оперные и драм. т-ры в Нар. домах. В 1898 К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Дан-ченко  создан  МХТ (см.  Московский  Художественный  академический  театр  СССР  имени  М. Горького), открывший новую эру в истории рус. и мирового театр.  иск-ва. Здесь работали В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, М. П. Лилина  и  др.  В  годы  реакции  появляются  т-ры  миниатюр  и  кабаре, насаждавшие развлекательное безыдейное иск-во ("Максим" и др.).  В  1913 открылась 1-я Студия МХТ, в 1916 - 2-я. В 1913 К.  А.  Марджанов  создал Свободный т-р. В 1914 возник Камерный театр. в 1914 создан Т-р имени  В. Ф. Комиссаржевской. В 1909-21 в М. играл Т-р Незлобина. После  победы  Вел.  Окт.  социалистич.  революции  театр.  жизнь  М. достигла  бурного  расцвета,  в  т-ры  пришел  новый  массовый  зритель. Большой, Малый,  МХАТ  и  др.  т-ры  бесплатно  распределяли  билеты  на спектакли среди рабочих, в воинских частях. В М. создается  много  новых т-ров: в 1918 - т-р-студия ХПСРО (в 1919-20 - Новый т-р ХПСРО),  в  1919 возникла студия Пролеткульта (с 1922- Первый рабочий т-р  Пролеткульта), в 1920 - Т-р РСФСР 1-й (с 1926 -Гос. т-р им. Мейерхольда; закрыт в 1938, см.  Мейерхольда  имени  театр),  Т-р  революционной  сатиры  (Теревсат; работал до 1922), Т-р импровизации "Семперантэ" (существовал до 1935), в 1922 - Театр Революции, в 1923 - т-р 'МГСПС  (в  дальнейшем  т-р  МОСПС, ныне Московский театр имени Моссовета). Большое распространение получили агит. т-ры "Синяя блуза" (нач. 20-х гг.  20  в.)  и  ТРАМ  (Т-р  рабочей молодежи). В нач. 20-х гг., с введением нэпа, в М. возродились т-ры  миниатюр  и кабаре (эстрадный т-р "Палас", "Кривой Джимми", "Нерыдай" и др.). В годы первого революц. 10-летия в М. возникло много студийных т-ров. Среди них студии, организованные МХТ: вслед за 1-й (с  1924  -  МХАТ  2-й)  и  2-й Студиями, организованными до революции, в 1921 была создана  3-я  Студия (с 1926.- Гос. т-р им. Вахтангова) и 4-я (в 1927 - 37  -  Реалистический т-р). В  1918  была  создана  Оперная  студия  Большого  т-ра  под  рук. Станиславского, в 1919-Музыкальная студия МХТ В. И. Немировича-Данченко, в 1921-Студия импровизации им. Мчеделова  и  др.  Большинство  студий  к концу 20-х гг. закрылось. С сер. 20-х гг. студии начали  объединяться  с т-рами или становились самостоят, т-рами. В 1924 был  создан  Московский театр  Сатиры.  Оперная  студия  Станиславского  и  Муз.   студия Немировича-Данченко, став в 1926 т-рами в 1941 объединились в  Муз.  т-р им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Были созданы  нац. т-ры: Московский еврейский театр. цыганский театр "Ролгэн" латышский  театр "Скатувэ", Татарский т-р рабочей молодежи и др. Создаются детские  т-ры. В 1920 в М. открылся Первый гос. театр  для  детей,  в  1922  -  опытная мастерская Педаго-гич. т-ра. В 1925 произошло их слияние и  новый  театр получил назв. - Первый гос. педагогич. т-р  для  детей.  В  1921  создан Московский театр для детей (с 1936 - Центральный детский театр). В  1924 организован  Московский  театр  юного  зрителя  (МТЮЗ).  В  1927  создан Московский театр оперетты. В 1930 был  организован  Центр,  т-р  Красной Армии (ныне Центральный театр Советской Армии - ЦТСА), положивший начало созданию театров этого типа. В 1932 открылся Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова, в 1930 - Московский театр кукол, в 1938  - Т-р Транспорта (ныне Т-р им. Гоголя) и др. К концу 30-х гг. общее  число театров в столице приближалось к 40. В этот период произошло  укрупнение художественных коллективов, многие театры объединились в один коллектив. Театр-студия под рук. Хмелева  объединилась  со  Студией  им.  Ермоловой (ныне Т-р им. Ермоловой). Периодически проводились декады иск-в  республик,  театр.  смотры.  В годы  Отечеств,  войны  моек.  т-ры  принимали  активное  участие  в обслуживании фронта. В 1943 в  вернувшийся  в  М.  Т-р  Революции,  рук. Охлопковым,  вливается  Моск.  т-р  драмы  (б.  Т-р  Ленсовета).  Новый коллектив получил название Моск. т-ра Драмы  (с  1954  Московский  театр имени Вл. Маяковского). В 1950  на  основе  Камерного  т-ра  был  создан Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. В 1957 в  М.  возник театр-студия "Современник". В М. сосредоточены старейшие театр.  учебные заведения:  ГИТИС,  Театр,  уч-ще  им.  Щукина,  Школа-студия  им. Немировича-Данченко, Моск. хореографии.  уч-ще  и  др.  В  М.  находится Центр, театр. музей им. Бахрушина (см. Бахрушина музей),  имеются  музеи при т-рах (Музей Большого т-ра, Музей МХАТа, Музей Малого т-ра и др.). С 1944 работает Институт истории искусств. В 1964 в  М.  работает  ок.  30 т-ров, цирк, более 10 концертных  залов,  250  клубов  (Центральный  дом работников искусств - ЦДРИ, Дом актера, Дворец  культуры  им.  Лихачева, Центр. дом Сов. Армии, Центр, дом культуры железнодорожников, Дом ученых и мн. др.). Науч. и организаторскую работу проводит Всеросс. театральное об-во. В М. выходят два театр.  журнала  "Театр"  (с  1937)  и  "Театральная жизнь" (с  1958),  газета  "Советская  культура".  В  ведущих  т-рах  М. выпускаются многотиражные газеты: "Малый т-р", "Советский артист" (Большой т-р), "Горьковец"  (МХАТ)  и др. В М. функционируют  специальные  театр.  библиотеки  (Центр,  театр. библиотека, Центр, науч. библиотека ВТО). Лит.: БогоявленскийС.К., Московский театр при царях Алексее  и  Петре I, М., 1914; Рихтер И., Моск. театры в XVIII ст., "ЕИТ". Сезон 1915,  с. 12-20; Асеев Б. Н., . Русский драматический театр  XVII  -  XVIII  вв.,  М., 1958; Всеволодский-Гернгросс В., Русский театр от истоков до сер.  XVIII в., М., 1957; его же, Рус. театр второй половины XVIII в., М., 1960; его же. История театрального образования в России, т. I, СПБ, 1913; его  же, Театральные здания в Москве в XVII и XVIII ст., "ЕИТ", СПБ,  1910,  вып. VII, с. 1-26, вып. VIII, с. 1-30; История Москвы, т. 1-6,  М.,  1952-59; т. 1 - с. 677-704, т. 2 - с. 589-609, т. 3  -  с.  595-647  т.  4  -  с. 719-94, т. 5 - с. 543-90, т. 6, кн. 2. с. 342-445; История частных театров в Москве, газ. "Новости сезона", М., 1897,  3 сент. ј 313, с. 3-4; Теляковский В.  А.,  Воспоминания.  1898-1917,  П., 1924; Все театры. Сезон 1910-1911, М., 1910;  Дорошевич  В.  М.,  Старая театральная Москва, П., 1923; У истоков, М., 1960; Гиляровский В. А., Люди театра, М.-Л., 1941; МогилевскийА.И., Филиппов  Вл.,  Род  ионов  А.  М.,  Театры  Москвы. 1917-1927, М., 1928; Очерки истории русского советского драматич.  т-ра, т. 1--3 М., 1954-61. С. Г'.