МОРЕЛЬ
										МОРЕЛЬ (Maurel), Виктор (17.VI.1848, Марсель,- 22.X.1923, Нью-Йорк) - французский артист оперы (баритон). Учился  в  Марсельской  и  Парижской консерваториях. Впервые выступил на оперной сцене в Марселе  в  1867.  В 1868 дебютировал в т-ре "Гранд-Опера", затем гастролировал за рубежом (в 1870 в "Ла Скала"). Европ. известность получил в 1873 после  выступления в т-ре "Ковент-Гарден" и гастролей в США. В 1874-75 и 1878-79 выступал в России. Пел в т-рах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Неаполя. В 1905  оставил сцену. В 1909 поселился в Нью-Йорке, занимался педагогич. деятельностью. Один из выдающихся певцов конца  19  -  нач.  20  вв.  Исполне-нение  М. отличалось большой  эмоциональностью,  тщательной  отделкой  деталей.  В своем  иск-ве  развивал  художеств.  принципы  Верди  -  стремление  к естественности, простоте исполнения. Верди написал  для  М.  партии  Яго ("Отелло", 1887) и Фальстафа (о. п., 1893). M.- автор "Искусства  пения" (1897) и др. работ по оперному исполнительству. Партии:  Риголетто;  граф  Ди  Луна,  Ренато,  Амонасро  ("Трубадур", "Бал-маскарад", "Аида" Верди), Тонио ("Паяцы", первое  исполнение),  Дон Жуан (о. п. Моцарта), Гамлет (о. п. Тома), Тельрамунд ("Лоэнгрин") и др. Лит.: Strakosch M., Souvenirs d'un impresario, Р., 1887;  Tegani  U., Cantanti di una volta. Mil., 1945. Bc. Г. MOPECKA (исп. moresca, букв.- мавританская)-  муз.-танц.  сцена  (род балета) в итал. т-ре 16-17  вв.  Возникла  из  старинного  мавританского танца, популярного в ср.-век. Испании, а с нач. 15 в.  и  в  др.  европ. странах.  М.  часто  исполнялась  в  конце  придворных  празднеств  и представлений. К. Монтеверди ввел М. в финал оперы "Орфей" (1607). А. И. MOPETO, Морето-и-Каванья (Moreto у Cavana), Агустин (р.  1618-ум.  26 или  27.X.1669)-  испанский  драматург.  В  1639  окончил  ун-т  в Аль-кала-де-Энарес,  в  1642  принял  сан  священника.  Дра-матургич. деятельность начал в 1641 комедией "Обманчивость обмана, или Путаница  с документами". Писал пьесы для придворного т-ра  "Буэн  Ретиро"  (Мадрид) (всего св. 100 пьес, в т. ч. ок. 40 лоа, интермедий, мохиганг). Историч. пьесы М.  "Сила  закона"  (1654),  "Мужественный  судия"  (1657)  и  др. прославляют королевскую власть, дворянскую честь. Его "комедии  интриги" ("Любовь и долг", 1658, "Двойник в столице",  1665,  и  др.)  отличаются сложным и запутанным  сюжетом,  резкими  поворотами  действия.  Наиболее интересны "комедии характеров"- "Красавчик дон Диего" (1662, переработка пьесы Г. де Кастро "Нарцисс в собственном представлении"), "За презрение -презрение"  (1654),  "Лиценциат  Вид-риера"  (по  одноим.  новелле Сервантеса),  в  к-рых  уделялось  внимание  развитию  характера  гл. персонажа, содержались элементы критики пороков дворянского общества. Творчество, М. завершает развитие нац.  т-ра  эпохи  Ренессанса,  оно свидетельствует  о  глубоком  кризисе  гуманизма,  об  аристократизации содержания исп. драмы. Соч.:  Comedias  escogidas,  Madrid,  1930  (Coleccion  de  autores espanoles, v. 39); Teatro, Madrid, 1922 (Clasicos castellanos,  v.  32); El desden con el, desden, N. Y., 1935;  в  рус.  пер.:  За  презрение  - презрение [вступ. ст. В. С. Узина], М.-Л., 1946; Живой  портрет  [вступ. ст. К. Державина], М., 1950. Лит.: Cotarelo y Mori E., La bibliografia de Moreto, Madrid, 1927. 3. П.