МОРАЛИТЕ
										МОРАЛИТЕ  (франц.  moralite,  от  лат.  moralis  -  нравственный)  - назидательная аллегорическая драма западноевропейского театра 15-16  вв. Осн.  действующими  лицами  М.  были  персонажи,  олицетворявшие  разл. добродетели, пороки и вступавшие между собой в борьбу за душу  человека. В М. сохранялся принцип христианского нравоучения,  но  в  нем  не  было религиозных сюжетов и тем самым М. приближалось к изображению ситуаций и конфликтов  реальной  жизни.  Образы  М.  были  лишены  индивидуальных характеристик и обладали наглядными деталями, по к-рым зрители угадывали их ал-легорич. смысл (Скупость, одетая в отрепья, прижимала к себе мешок с золотом, Себялюбие носило перед собой зеркало, Лесть  держала  в  руке лисий  хвост  и  гладила  им  Глупость,  украшенную  ослиными  ушами, Наслаждение  ходило  с  апельсином).  Рационально  созданные  персонажи вступали друг с другом в конфликт не по внутр. психологич. побуждению, а по велению догмата о вечной борьбе добра и  зла,  духа  и  тела.  Борьба интересов  в  М.  часто  была  представлена  холодными  дискуссиями,  а изображение страстей по существу  было  словесно  выраженным  мнением  о страстях.  Осн.  дидактич.  мысль  M.-  разумные  люди  идут  по  пути добродетели, а неразумные становятся жертвами порока. Жанр М. начал свое развитие с франц. пьесы "Благоразумный  и  Неразумный"  (1436).  Большой популярностью в странах Зап. Европы пользовалось М. о человеке, к к-рому приходила Смерть; не находя поддержки у  Дружбы,  Родства  и  Богатства, человек обращался к своим Добрым делам, и они  вели  его  к  вратам  рая (англ. и голл. М. конца 15  в.  "Каждый  человек",  швейц.  М.  "Бедный  человек"  итал.  М. "Священное представление о душе"). Связан ное с  бюргерской  идеологией, М.  содержало  элементы  антифеод,  критики,  к-рая  носила,  однако, религиозно-моральный, назидат. характер. В отд. случаях в  М.  проникали мотивы социальной сатиры, напр. в М. "Торговля, Ремесло, Пастух"  (1442) и др. В своем развитии  жанр  М.  подчинился  общей  тенденции  т-ра  15 в.усилению реалистич. тенденций. Абстрактные антитезы добра и зла  стали заменяться  столкновением  добрых  и  злых  наклонностей,  а  аллегорич. персонажи  получали  обличие  живых  людей.  Относительно  большая конкретность М. определялась использованием легенд священного писания. В этом случае М. сближалось с др. религиозным жанром  -  мираклем  (М.  "О Злом богаче и Прокаженном"). Усиление бытового начала в М.  приводило  к снижению роли аллегорич. персонажей и  постепенному  формированию  жанра нравоучит. бюргерской драмы (франц.  М.  "Нынешние  братья").  Жанр  М., наглядно  изображая  идеи  в  виде  отвлеченных  аллегорий,  получал  в определенных историч. обстоятельствах новое идеологич. содержание.  Так, напр., голл. буржуазия, боровшаяся в 16 в. с исп.  интервенцией,  широко использовала М. для пропаганды  идей  нац.  независимости  (деятельность камер-риторов, исполнявших М. на политич. и моральные темы). В Англии М. также было использовано в целях пропаганды гу-манистич. идей и борьбы  с реакц. католицизмом  (англ.  М.  "Четыре  стихии"  Растелла,  ок.  1517, "Забавная сатира о трех сословиях" Линд сея, 1540).  Мотивы  жизнелюбия, характерные для эпохи Возрождения,  заметны  во  франц.  М.  ("Осуждение пиршеств" де ла Шене, 1507). Традиц. аллегорич. персонажи М. встречались в драмах ранних гуманистов (историч. хроника "Король Джон" Бейла,  пост. 1539).  Отд.  аллегорич.  фигуры  сохранились  в  пьесах  М.  Сервантеса ("Ну-мансия")  и  Шекспира  ("Зимняя  сказка").  Со  2-й  пол.  16  в. гуманистич. драма, посв. этич. проблемам, стала вытеснять со сцены М.  К концу 16  в.  М.  почти  полностью  прекратило  существование.  Историч. значение М.- в утверждении принципа типизации, к-рая носила  абстрактный характер, но передавала контуры разл. человеческих страстей. Достижением М. были и элементы композиционной целостности драмы. Введение аллегорич. персонажей в сюжет драматич. произв.  встречается иногда и в совр. драматургии (напр., "Сыновья трех рек"  Гусева,  1944), но подобный художеств. прием архаичен. Лит.: Дживелегов А.,Бояджиев Г., История западноевропейского  театра, М., 1941; История английской литературы, т. 1, вып.  1,  М.-  Л.,  1943; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956;  Fournier  E.,Le  theatre  francais  avant  la  Renaissance 1450-1550. Mysteres, moralites et farces, P., 1872; Dodsley  R.,  Select old English plays, L., 1874; Bates K. L., English religious drama, L., 1893; Dodsley  'R.,  Select collection of old English plays, Strassb., 1898 (Quellen des  weltlichen Dramas in England vor Shakespeare. Ein  Erganzungsbd  zu  Dodsley's  Old English plays, Strassb., 1898); Chambers E. K., The mediaeval stage,  v. 1-2, Oxf., 1925; Cohen G., Le theatre en France  au  moyen  age,  I.  Le theatre religieux, P., 1928. Гр. Б. MOPAHTE  (Morante),  Луис  Амбросио  (гг.   рожд.   и   смерти неизв.)аргентинский драматург 1-й пол. 19 в. Автор пьесы  "Тупак-Амару", являющейся вольным переводом с франц. и посв. борьбе  индейцев  за  свою свободу. М. писал  также  оригинальные  пьесы  "Сын  Юга",  "Тукуманская битва" (точнее - "Оборона Ту-кумана и триумф генерала Бельграно",  пост. 1821), проникнутые патриотизмом. Переводил и перерабатывал произв.  нац. и мировой драматургии, в  т.  ч.  "Сирипо"  Лавардена  (1813),  "Гамлет" (1821). И. С.