МОНЮШКО
										МОНЮШКО  (Moniuszko),  Станислав  (5.V.1819,  имение  Убеле,  близ Минска,-4. VI. 1872, Варшава)- польский композитор, дирижер,  педагог  и музыкально-общественный деятель. Муз.  образование  получил  в  Варшаве, затем в Минске и в Берлине (занятия теорией композиции). В 1840-58 жил в Вильно, где служил органистом в костеле, давал уроки музыки и  занимался композиторской деятельностью. 1 янв. 1848 в Вильно  под  управлением  М. силами местных любителей была впервые показана в  концертном  исполнении его опера "Галька" (либр.  В.  Вольского  по  новелле  "Горянка"  К.  В. Вуйцицкого) в первой (2-актной) редакции. Большое  значение  для  творч. развития М. имели его личные связи с  крупнейшими  рус.  музыкантами.  В 1842, 1849 и 1856 М. приезжал в Петербург,  где  познакомился  с  М.  И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, к-рые содействовали изданию  и  исполнению его произв. в России. Признанию М. способствовали статьи А. Н. Серова  о его произведениях. М. сблизился также с Ц. А.  Кюи,  к-рый  занимался  у него в Вильно теорией композиции и познакомил впоследствии М.  с  М.  П. Мусоргским. 1 янв. 1858  в  Варшаве  под  упр.  М.  состоялась  премьера "Гальки" в окончательной (4-актной) редакции (в 1870  "Галька"  пост.  в Мари-инском т-ре; дирижировал Э. Ф. Направник). Вскоре  после  этого  М. был назначен дирижером Варшавского  оперного  т-ра.  М.  был  выдающимся знатоком оркестра, сольного и хорового пения.  Дирижерская  деятельность М. сыграла значит,  роль  в  развитии  польск.  муз.-сценич.  иск-ва.  В последние годы жиз-аи М. был также профессором  Варшавского  муз.  ин-та (консерватории).  К  числу  учеников  и  продолжателей  М.  принадлежал композитор 3. Носковский. Основоположник польск. нац. оперы, М.  развивал  в  своем  творчестве своеобразные черты польск. нар. песни и танц.  музыки.  Он  стремился  к правдивости чувства, ясности и выразительности муз.-сценич.  образов.  В борьбе за нац. самобытность, народность и реализм М. опирался на  творч. опыт Ф. Шопена и рус. муз. классику. Во мн. произв: М.  ярко  проявилась демократич. направленность его творчества. Опера "Галька" была  написана под непосредств. впечатлением восстания польск. и  укр.  крестьянства  в 1846; в опере "Сплавщик леса" (1858, Варшава) М. создал  образы  польск. крестьян-тружеников; оперы "Графиня" (1860) и "Вербум нобиле"  ("Честное слово", 1861) сатирически изображают  польскую  аристократию;  в  основу одной из лучших опер М.- "Зачарованный замок" ("Страшный двор", 1865)  - положена идея патриотизма; в  опере  "Парий"  (1869)  прозвучал  протест против социального  неравенства.  М.  принадлежат  св.  15  опер,  неск. водевилей и оперетт, три кантаты по поэме "Витольрауда" Крашевского и  3 кантаты на тексты  А.  Мицкевича  (1867).  Большое  место  в  творческом наследии М. занимает и камерная вок. лирика. Творчество  М.-  вершина  нац.  муз.  классики  -  получило  широкое признание в Польше, СССР и др. странах. Лит.: Станислав Монюшко. Сб. статей, под  ред.  И.  Бэл-за,  М.-  Л., 1952; Б э л  з  а  И.,  Монюшко  в  России,  "Советская  музыка",  1952, ,ј6;Рудзинский В., Монюшко, пер. с польского, М., 1960; Карасиньская И., Мицкевич и Монюшко, в сб.: Избранные статьи  польских  музыковедов,  М., 1959; W a l i с k i A., Stanislaw Moniuszko,  Warsz.,  1873;  Jachimecki Zd.,  Stanislaw  Moniuszko,  Warsz.,  1923;  Almanach  Moniuszkowski. 1872-1952, [Warsz., 1952] (имеется список  произведений  M.);  "Muzyka", Warszawa, 1952, .ј 9-10 (имеется библиография о М.). Иг. Б. MOOP (Моог), Анна (1774--1842) - венгерская актриса. Одна  из  первых проф. актрис Венгрии. Принимала активное участие в создании первой проф. венг. труппы (руководитель - Л. Келемен) и была  одной  из  осн.  актрис этой труппы (дебютировала в 1790 в роли Клементины - о. п. Хатвана).  М. играла  в  переводной  мещанской  мелодраме.  В  1793  исполнила  роль Джульетты.  Актриса  реалистич.  направления,  М.   стремилась   к естественности,  правдивости  в  театр.  иск-ве.  Обладала  красивой внешностью, звучным голосом. Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С. Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 815. А. Гер.