МОНТЕВЕРДИ
										МОНТЕВЕРДИ (Monte7erdi), Клаудио [15 (?). V. 1567,  Кремона,-29.  XI. 1643, Венеция] - итальянский композитор. Первый  классик  оперы.  Музыке обучался в Кремоне. В 1590 был приглашен как музыкант и капельмейстер на службу герцогом В. Гонзага в Ман-тую, где оставался до 1612. Здесь  были пост. первая опера М. "Орфей"  (1607),  опера  "Ариадна"  (на  текст  О. Ри-нуччини, 1608, муз. не сохранилась, за исключением "Плача  Ариадны"), балет "Тирсис и Хлорис" (1616),  интермедии  "Свадьба  Фетиды  и  Пелея" (1617) и "Андромеда" (1617) и др. произв. В 1613 М. переехал в  Венецию, где руководил капеллой при соборе Св. Марка. При участии М. здесь в 1637 был осн. первый в истории публичный оперный т-р. В Венеции  были  пост.: драматич.  мадригал  "Сражение  Танкреда  и  Клоринды"  (1624),  оперы "Похищенная Прозерпина" (1630, Палаццо Мочениго),  "Адонис"  (1639,  т-р "Сан-Джован- i ни"), "Возвращение Улисса" по "Одиссее" Гомера (1641, т-р "Сан-Кассиано"),  "Коронация  Поппеи"  (по  анналам  Тацита,  1642,  т-р "Сан-Джованни"; первая опера на историч. сюжет). Др. сценич. произв.: "Притворная сумасшедшая Ли-кори" (1627, Мантуя), "Армида" (по Т.  Tacco,  1627,  Парма),  "Меркурий  и  Марс"  (1628,  на открытии  т-ра  "Фарнсзе",  Парма),  "Свадьба  Энея  и  Лавинии"  (1641, Болонья), балет "Победа любви" (1641, Пьяченца). М. открыл новые пути для развития оперного  иск-ва,  стал  создателем реалистич. муз. драмы,  сочетающей  музыку  и  текст,  впервые  заставил оркестр выражать действие ("Орфей"). Оперы М., созданные в новом, т.  н. "взволнованном"  (concitato)  стиле,  показывали  сильные  драматич. характеры, ярко передавали страсти героев, в них свободно использовались разнообразные средства вокальной (М. применял разл. вок. формы  -  арию, ариозо, дуэты, напевную декламацию, наряду с "разговорным"  речитативом, и др.) и оркестровой выразительности (один из  первых  употребил  эффект тремоло у  скрипок  -  в  "Сражении  Танкреда  и  Клоринды").  М.  смело использовал диссонанс ("Плач Ариадны"), тяготел к широкому муз. развитию образов, находил гибкие, соответствующие  действию  и  характеру  героев интонации, обновлял оркестровые приемы. Оперы М. продолжают ставиться в муз. т-рах; в 1928 "Орфей" был  пост. в Ленинграде. Существует ряд редакций опер М.- К. Орфа, Э. Кшенека,  Дж. Малипьеро, О. Респиги. Они исполняются и в оригинальном виде. Лит.: Кузнецов К. А., Музыкально-исторические портреты, серия 1,  М., 1937; Schneider L., С. Mon-teverdi, Р., 1921; Prunieres A.,  La  vie  et l'oeuvre de C. Monteverdi, P., 1926;  M  a  1  i  p  i  e  r  o  G.,  C. Montever-di. Mil., 1930; P a n n a i n G., Le opere  di  C.  Monteverdi, Firenze, 19 43; Abert A., C.  Monteverdi  und  das  musikalische  Drama, Lippstadt, 1954. Св. Г.