МОНОПОЛИЯ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ
										МОНОПОЛИЯ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ (от греч. ?  -  один  и  ?  - продаю)-законоположение, действовавшее в 19 в. в России. Согласно М.  и. т., организация спектаклей и др. зрелищных мероприятий  в  Петербурге  и Москве принадлежала исключительно казенным (императорским) т-рам. М.и.т. была вызвана не только  экономич.  соображениями  (стремлением  оградить имп. т-ры от конкуренции частного предпринимательства), но  и  причинами политич. характера (желанием сосредоточить в своих  руках  контроль  над зрелищами в Петербурге и Москве). Начало М.и.т. было  положено  в  1803, когда  дирекции  имп.  т-ров  было  предоставлено  исключит.  право  на устройство  публичных  маскарадов.  В  1827  появилось  "Положение  об управлении  императорскими  санкт-петербургскими  театрами",  согласно к-рому  руководство  "казенных"  т-ров  могло  по  своему  усмотрению регулировать распорядок театр. жизни в столицах. Официально M.и.т.  была узаконена в 1856 после резолюции Александра II по докладу министра двора Адлерберга  -"частных  русских  театров  в  столицах  не  заводить",  и опубликованного  позднее  (1862)  напоминания  министра  двора,  что "публичные сценические  представления  составляют  исключительное  право императорских театров". Тем  не  менее  частные  предприниматели  иногда изыскивали пути к обходу установленной монополии: спектакли давались под назв. "семейных вечеров", "домашних спектаклей"  и  и  т.  п.  Зрелищные мероприятия  удавалось  проводить  зачастую  разл.  сословным  клубам, благотворительным об-вам, любительским кружкам. Так  возникли  спектакли любительского кружка в доме Н. И. Давыдова в  Москве  у  Красных  ворот, спектакли Артистич. кружка, Нар. т-ра на политехнич. выставке  (1872)  и т. н. Пушкинского т-ра (т-ра Бренко) в Москве (1880- 1882),  опереточные спектакли Берга в Петербурге и др. М. и. т. "принесла значительный  вред развитию сценического и драматического  искусства  в  России",  она,  по словам А. Н. Островского, "не дозволяла частных театров,  а  дозволенные или губила, или стесняла так, что они не могли  принести  почти  никакой пользы  развитию  драматического  искусства".  Уступая  требованиям прогрессивных кругов, правительство вынуждено было  в  1882  (24  марта) отменить М. и. т. Лит.: Танеев С. В., Из прошлого императорских театров, вып.  1,  СПБ, 1885, с. 9, 44; О с т р о в с к и и А. Н., Клубные сцены, частные театры и любительские спектакли. Записка о положении драматического,  искусства в России в настоящее время. О причинах упадка  драматического  театра  в Москве, Собр. соч., т. 10, М., 1960; Юрьев Ю. М., Записки, М.-Л.,  1939, с. 69-71; Данилов С. С., Материалы по истории русского  законодательства о театре, в сб.: О театре, Л.-М., 1940, с. 178-183. А. Шн.