МОДЖЕЕВСКАЯ
										МОДЖЕЕВСКАЯ   (Modrzejewska),    Хелена    (Елена)    (12.X.1840, Краков,-8.IV.1909,  Ньюпорт,  Калифорния)-  польская  актриса.  Впервые выступила на сцене  в  1861  в  любительском  спектакле  в  Бохне  (роль Гортензии в переводной франц. пьесе "Белая камелия"). В  1861  играла  в провинциальных городах Га-лиции  (труппа  К.  Лобойки),  в  1862-63-  во Львове,  затем  в  Черновицком  т-ре.  В  1865-69  выступала  на  сцене Краковского т-ра, а в 1869-76- на  варшавской  сцене  (т-ры  "Вельки"  и "Розмаитости"); в 1876- в США (в 1877 исполнила на английском языке роль Адриенны Лекувгр в Слн-Франциско). С этого  времени  играла  в  амер.  и англ. т-рах и получила всемирную известность. М. неоднократно гастролиро вала в Польше (последний раз - в 1903). Свою работу в США и  Англии  она рассматривала как средство привлечения общественного внимания  к  судьбе Польши, борющейся за нац. освобождение. В своем творчестве М.  воплотила  лучшие  принципы  краковской  школы актерской игры. Она считала, что главное в т-ре "художественная ценность ставящихся пьес и воспитательное, культурное  ьоздепст-вие,  оказываемое на  людей  искусством".  М.  утверждала,  что  артист  "должен  обладать способностью наблюдать, хорошо развитым воображением и  должен  прилежно его использовать".  Йск-во  М.  отличалось  органичностью,  близостью  к жизненной  правде  и  романтич.  одухотворенностью.  В  начале  творч. деятельности М. создает обаятельные лирич. образы  юных  героинь:  Клара ("Девичьи обеты" Фредро, 1861), Пракседа ("Карпатские горцы" Коженевского, 1862), Софья ("Дамы и гусары" Фредро, 1863),  Мария  ("Савоярка,  или Благословение матери" Деннери и Лемуана, 1866),  Цецилия  ("Отец  Герен" Ожье, 1867). Лучшие  образы  М.  поднимались  до  высот  проникновенного трагизма: Амелия ("Мазепа" Словацкого, 1863), Мария Стюарт (о. п. Словацкого, 1863),  Донья  Соль  ("Эрнани" Гюго, 1864), Мария Стюарт (1864); Амалия ("Разбойники", 1866), Клерхен ("Эгмонт" Гете, 1867), Маргарита ("Фауст" Гете, 1869), Беатриче Ченчи (о. п. Словацкого, 1872), Федра (о. п.  Расина,  1880).  Всеобщим  признанием  в  Польше,  Англии  и  в  США пользовалось исполнение М. ролей в трагедиях и комедиях Шекспира: Офелия (1867); Анна ("Ричард III", 1868), Джульетта "Ромео и Джульетта" (1868); Корделия ("Король Лир", 1869), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра",  1880), леди Макбет (1889); Геро  (1867)  и  Беатриче  ("Много  шума  из  ничего",  1876),  Виола ("Двенадцатая ночь", 1882). Поэтичская обобщенность и покоряющая  правда искусства М. помогли ей стать одной из  лучших  исполнительниц  ролей  в пьесах С. Выспянского: Мария ("Варшавянка", 1901), Лаодамия ("Протесилай и Лаода-мия", 1903). Соч.:  Memoriesand  impressions.  An  autobiography,  N.  Y.,  1910; Wspomnienia i wrazenia, Krakow, 1957. Лит.: С о 1 l i  n  s  M.,  The  story  of  Helena  Modjeska  (Madame Cklapowska), L.,  1883;  Helena  Modrzejewska,  na  scenie  Krakowskiej. 1865-1869,  Krakow,  [1956];  G  o  t  J.,  Szczublewski  J.,  Helena Modrzejewska, Warsz., [1958 ]. Б. Рос.