МИЦКЕВИЧ
										МИЦКЕВИЧ    (Mickiewicz),    Адам    [24.XII.1798,     Зао-се (Белоруссия),-26.XI.1855, Константинополь] - польский  поэт,  драматург, публицист и политический деятель. Родоначальник рево-люц.  романтизма  в польск. литературе. М. род. в обедневшей  шляхетской  семье.  В  1815-19 учился в Виленском ун-те. Окончив в 1819 исто-рико-филологич.  ф-т,  был до  1823  учителем  в  Ковно  (Каунас).  Принимал  активное  участие  в конспиративной деятельности "Об-ва филоматов", стремившихся  к  политич. возрождению Польши; в 1823 был арестован и выслан в Россию, где сблизился  с  прогрессивными  кругами  рус.  общества,  с декабристами. К 1826 относится знакомство и начало дружбы М. с Пушкиным. Вслед за первым томом поэтических произведений М., изданным в 1822  в Вильно (Вильнюс), в 1823 вышел второй том, куда  вошли  II  и  IV  части драматич.  поэмы  "Дзяды".  Фрагменты  неза-конч.  I  части  "Дзядов" (названной в подзаголовке "Зрелищем") впервые были опубл.  в  1860.  III часть  "Дзядов",  созданная  под  впечатлением  польск.  нац.-освободит, восстания 1830-31, была напечатана в 1832 в Париже. В ст. "О критиках и рецензентах варшавских" (изд. 1829)  М.  выступил против сторонников классицизма с позиций революц. романтизма, утверждая, что драма должна быть посвящена изображению нар. судеб.  Мысли  о  связи драмы с нар. жизнью и с нар. творчеством М.  развивал  и  в  статьях  "О польской драматургии",  "О  поэме  "Дзяды41",  в  лекциях  о  славянских лит-рах, читанных им в  парижском  Коллеж  де  Франс  в  нач.  40-х  гг. (наиболее полное отражение театр.-эстетич. взгляды М. получили в лекции, посв. слав. драме, прочитанной 4 апр. 1843). Драма, по мысли М., "должна соединять все стихии истинно национальной поэзии", сочетая в себе  разл. виды нар. творчества - от песни до эпопеи.  Т-р,  в  к-ром  такая  драма может найти достойное воплощение,- т-р синтетический  и  монументальный. Выступая новатором, прокладывающим пути к монументальному т-ру будущего, т-ру больших социально-философских обобщений,  М.  подчеркивал,  что  во Франции  только  Олимпийский  цирк  "мог  бы  быть  использован  для представления подлинно значительной пьесы", потому что там  "можно  было бы показать на сцене героические дела и  народные  массы,  которые  ныне имеют  решающее  значение  в  общественной  жизни".  Идеи  М.,  нашедшие выражение и в его драматургич. творчестве, оказали  большое  влияние  на современников М. (прежде всего на Ю.  Словацкого)  и  на  драматургов  и театр.  деятелей  позднейшего  времени  (С.  Выс-пянский,  Л.  Шиллер). Примером драмы, раскрывающей в  эпич.  образах  судьбу  народа,  явились "Дзяды", в особенности их III часть. В основу этого произв.  М.  положил действительные  историч.  события,  связанные  с  расправой  сенатора Новосильцева с участниками тайных  патриотич.  организаций  в  Вильне  в 1823. Изображение этих событий М. превратил в широкую историч. картину и в своеобразный отклик на только  что  отгремевшие  события  1830-31  гг. Композиция  "Дзядов"  необычна.  Народный  обряд  "дзядов"-  праздника почитания мертвых, как подчеркивал сам М., "связывает действие в  единый узел", помогая ощутить  единую  трагич.  первооснову  действия.  Гневная страстность взволнованных поэтич. монологов органически спаяна  здесь  с сатирич.  остротой  политич.  памфлета.  Патетичность  отдельных  сцен соседствует с  почти  буффонной  резкостью  нек-рых  эпизодов,  историч. документированность сочетается с самыми  смелыми  полетами  фантазии.  В нек-рой степени в III части "Дзядов" сказались влияния зарождавшегося  в пору ее создания мессианизма - мис-тич. учения о жертвенно-искупительном предназначении Польши.  А.  И.  Герцен  отмечал,  что  в  "Дзядах"  "дух отрицанья  сильный,  истинно-байроновский,  борется  с  католическим воззрением".  Но  определяющим  началом  оказывается  здесь  именно революционный дух отрицания, непримиримого, бунтарского протеста  против деспотизма, Фрагмент III части "Дзядов" был пост. в Кракове в  1848.  В  1865  II часть, скомпонованная в виде кантаты под назв.  "Призраки",  с  муз.  С. Монюшко,была исполнена на концертной  эстраде  в  Варшаве.  Впервые  все части "Дзядов" были пост. С. Выспянским на сцене Краковского т-ра в 1901 (Густав-Конрад - Мелевский, Девушка -  Высоцкая,  Призрак  и  Сенатор  - Котарбиньский, Ксендз и Байков - Зель-верович,  Томаш  -  Брыдзиньский). Среди наиболее значит, пост.- спектакли реж. Шиллера во  Львове  (1932), Вильно (1933), Варшаве (1934) и Софии (1937). В содружестве  с  худ.  А. Пронашко Шиллер трактовал "Дзяды" как своеобразную нар. мистерию. В нар. Польше "Дзяды" были пост. т-ром  "Польски"  в  Варшаве  (1955,  реж.  А. Бардини; 1964, реж. К. Скушанка и Е. Красовский), т-ром "Людовы" в Новой Гуте (1962,  реж.  Скушанка  и  Красовский),  Краковским  т-ром  им.  Ю. Словацкого (1963, реж. Б. Коженевский) и др. М.- автор драмы на сюжеты из  истории  Польши  "Барские  конфедераты" (сохранились лишь два акта, пост. в Кракове, 1872) и  неоконч.  трагедии "Якуб Ясинский, или Две Польши" (на франц. яз.). С о 4.:Dziela, wyd. narod., t.l-10,Kr.- Warsz.,1949-52; в рус. пер. - Собрание соч., т. 1-5, M., 1948-54. Лит.: Горский И. К., Адам Мицкевич, М., 1955; С о в e т о в С. С., Адам Мицкевич, Л., 1956;  С  а  н  д  Ж.,Этюд  о фантастич. драме. Гете - Байрон - Мицкевич , "Интернациональная лит-ра", 1941,  ј  1,  с.  132-35;  СтахеевБ.  Ф.,  Третья  часть  "Дзядов"  А. Мицкевича..., "Ученые записки Ин-та славяноведения АН СССР",  М.,  1954, т. VIII, с. 234- 320; Б э л з  а  И.  Ф.,  Мицкевич  и  музыка,  в  кн.: Литература славянских народов, вып. l. M., 1956, с.  144-62;  Слободская Е. А., Проблема реализма в творчестве Адама Мицкевича,[Волгоград], 1960; Живов М., Адам Мицкевич и драматургия, "Театр", 1940, .ј 12, с. 104-113; Ростоцкий Б., Театр Адама Мицкевича, там же, 1955, ;ј  11,  с.  147-150; Адам Мицкевич в русской печати 1825-1955.  Библиографические  материалы, М.- Л., 1957; Ku back i  W.,  Arcydramat  Mickiewicza.  Studia  nad  III czescia "Dziadow", Kr., 1951; S  i  ver  t  T.,  Mickiewicz  na  scenie, [Warsz.],  1957;  Mickiewicz  na  scenach  polskich,  oprac.  Tadeusz Pace-wicz, Wr., 1959; Adam Mickiewicz.  Zarys  bibliograficzny,  Warsz., 1955. Б. Рос.