МИХОЭЛС
										МИХОЭЛС  (наст.  фам.-  В  о  в  с  и),  Соломон  Михайлович [4(16).III.189013.I.1948]- еврейский советский актер, обществ,  деятель. Нар. арт. СССР (1939).  Проф.  (1943).  Род.  в  г.  Двинске.  Учился  в Киевском коммерч. ин-те и на юридич. ф-те Петерб. ун-та. В 1919 поступил в Евр. театр. студию в Петрограде, на основе к-рой был создан Моск. евр. камерный т-р, позднее - Гос. евр. т-р. М. был актером, режиссером,  а  с 1929художеств. руководителем этого т-ра. Среди актерских работ М.: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1-й вариант - 1919,  2-й  -  1922),  реб  Алтер  ("Мазлтов"  Шолом  Алейхема,  1921), Менахем-Мендель ("Агенты" Шолом Алейхема,  1921,  нов.  пост.  -"Человек воздуха", 1927, эту же роль играл в фильме "Еврейское счастье"),  Гоцмах ("Колдунья"  Гольдфадена,  1922),  Шимеле  Сорокер  ("200  тысяч"  Шолом Алейхема, 1923), Бадхен ("Ночь на старом рынке" Пе-реца, 1925), Вениамин III ("Путешествие Вениамина III" Менделе-Мойхер-Сфорима,  1927),  Глухой (о. п. Бергельсона,  1930),  Юлис  ("Четыре  дня"  Даниэля,  1931),  Лир (1935); Зейвл Овадис ("Семья Овадис" Маркиша, 1937), Тевье-молочник  (о. п. Шолом Алейхема, 1938). С  нач.  30-х  гг.  М.  занимался  режиссурой. Пост.: "Четыре дня", "Суламифь" (сценарий М., стихи С.  Галкина,  1937), "Семья Овадис", "Тевье-молочник"; "Блуждающие звезды" по Шолом  Алейхему (1941), "Фрейлекс" (1945; Гос. пр. СССР, 1946), "Леса шумят"-Линь-кова и Пантелеева (1947). М.- крупнейший деятель  сов.  театр.  иск-ва.  Его  сценич.  создания отличались  философской  глубиной,  страстным  гражд.  темпераментом, мужеств. гуманизмом, остротой и монументальностью формы. Образы М.  были иногда парадоксально сложны по своей идейной  концепции.  Вместе  с  тем творчество его отличалось ясной и органич.  образностью.  Как  актеру  и режиссеру М. была свойственна способность метафорич. мышления. В течение мн. лет М. играл комич. роли  "маленьких  людей",  обитателей  захудалых местечек, задавленных затхлым и причудливым бытом  черты  оседлости.  Но уже в первых своих ролях - бытовых и комич. персонажах (Менахем-Мендель, реб Алтер, Гоцмах) М. передал чувство  собств.  достоинства,  стремление духовно подняться над убогими условиями окружающей жизни.  Это  особенно остро выразилось в образе евр. Дон Кихота - Вениамина III. В конце 20  - нач. 30-х гг. в творчестве М. одновременно усиливаются и нар., и трагич. мотивы. Уже  в  спектакле  "Глухой"  в  образе  старого  евр.  рабочего, мстившего хозяину за поруганную  честь  дочери,  наметилась  та  большая трагич. тема, к-рая затем широко раскрылась актером в  "Короле  Лире"  и "Тевье-молочнике". По-новому осмыслив трагедию Шекспира,  М.  истолковал ее  как  трагедию-притчу  о   познании   социальных   противоречий действительности. Его Лир был  старым  скептиком-философом,  поставившим себя  вне  общепринятых  человеческих  отношений,  затеявшим  дерзкий  и рискованный эксперимент. Считая  трагич.  виной  Лира  его  удаление  от реальности  в  мир  абстрактных  идей,  М.  показывал  полный  трагич. противоречий путь человека  к  освобождению  от  власти  субъективных  и отвлеченных  представлений.  Народные,  героич.  мотивы  творчества  М. проявились с новой силой в роли Тевье-молочника. Мастер жеста  и  слова, М. обладал выразительной почти скульптурной  пластичностью,  придававшей черты театральности даже бытовым персонажам. Режиссерское дарование  М.  наиболее  полно  проявилось  в  спектакле "Фрейлехс" - синтетич. по форме, отличавшемся остротой идейного  замысла и импровизац. виртуозностью. Созданный по мотивам евр.  муз.  фольклора, этот спектакль в то же время был пронизан совр. мироощущением. М. был и теоретиком т-ра. В своих статьях и лекциях о  театр.  иск-ве он защищал т-р страстной философской мысли, яркой и  смелой  образности. Вел преподавательскую работу в з-ще при Моск. евр. т-ре. Соч.: Статьи. Беседы. Речи, М., 1960. Лит.: Гринвальд Я., Михоэлс, М., 1948; Новицкий П., Михоэлс,  в  кн.: Образы актеров, М., 1941; Фрейдкина Л. М., Король Лир в  Московском  государственном  еврейском театре, [М.], 1935. f}, 3.