МИСТЕРИЯ
										МИСТЕРИЯ  (от  греч.  ?  -  таинство,   тайна)-   жанр западноевропейского средневекового  религиозного  театра  14-16  вв.;  в своем  возникновения  был  подготовлен  развитием  литургической  драмы. Содержание  М.  составляли  сюжеты  Библии  и  Евангелия;  сцены  религ. характера  чередовались  с  интермедиями,  вставными  комедийно-бытовыми эпизодами. Развитие М. связано с расцветом ср.-век. городов  14-15  вв., преодолевших в нек-рой мере свою феод. зависимость, но еще  не  попавших полностью под власть королей. Представление М. входило составной  частью в   гор.   празднества;   оно   организовывалось   гор.   властями (муниципалитетами) совм. с ремесленными цехами и  происходило  обычно  в ярмарочные дни  на  площади.  Исполнители  М.  (гл.  обр.  ремесленники) вносили в свою игру реалистич., комедийные черты. Это  живое  начало  М. возникало помимо  официальных  руководителей  гор.  празднеств  и  часто вопреки  лит.  тексту  М.  Противоречивый  характер  М.  проявлялся  в непрестанной внутр. борьбе религ.  и  мирского  начал.  В  мистериальных представлениях сочетались и  сталкивались  религ.  мистика  и  житейский реализм, набожность и богохульство, стихийная народность,  выраженная  в самодеятельности масс, и официальная подчиненность церкви, гор. властям. Религ. содержание, бывшее разновидностью церк. пропаганды, не уничтожало значения  М.  как  формы  массового  т-ра,  в  к-ром  отражалась  порой "...грубая  откровенность  народных  страстей,...  вольность  суждений площади" (Пушкин А. С., Полн. собр. соч., т. 7,  1958,  с.  216-17).  М. была распространена во всех странах  Зап.  Европы,  но  наиболее  полное развитие  получила  во  Франции,  являвшейся,  по  словам  Ф.  Энгельса, "средоточием феодализма в средние века..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 259). Мистериальная драматургия разделяется на 3  осн. цикла - ветхозаветный, новозаветный и апостольский. Яркий образец  жанра религ. М.- "Мистерия страстей господних" Арнуля Гребана (сер. 15 в.),  в которой действовало ок. 400 персонажей.  Несмотря  на  строгий  ригоризм автора, в мистерию Гребана проникли нек-рые реалистич. мотивы, еще более усиливающиеся в "Мистерии страстей" Жана Мишеля (1486). Особое  место  в мистериальном репертуаре занимала "Мистерия  об  осаде  Орлеана",  пост. вскоре после победы французов под Орлеаном (1429). Эта  М.  представляла собой попытку создания нар.-героич.  драмы,  прославляющей  стойкость  и патриотизм горожан в их борьбе с англичанами. Яркими реалистич.  чертами были отмечены М. в протестантских странах - Англии, .Германии, а также в Нидерландах.  Именно  в  этих  странах  M.  чаще  всего  заполнялась комедийными,  а  порой  и  пародийными  сценами.  В  постановках  М. господствовал принцип симультанности: на сценич.  площадке  одновременно показывались все места действия, необходимые для данного  представления. Количество таких мест действия ("беседок"), используемых в спектакле  по мере развития сюжета,  доходило  до  20.  Существовали  также  др.  типы постановок, когда многочисл. эпизоды М. показывались на раз  л.  сценич. площадках - система передвижных  сцен-площадок,  при  к-рой  эпизоды  М. демонстрировались на отдельных повозках -  пэджентах  (англ.  ед.  ч.  - pageant);  сооружение  мест  действия  в  виде  отдельных  кабин  на кольцеобразном, возвышающемся на  ,сваях,  помосте.  Наиболее  живописно оформлялись "ад" и "рай". В актерском исполнении М. вы-спренная патетика (в религ. эпизодах) сочеталась с грубым натурализмом  (напр.,  в  сценах пыток), ярко комедийный характер носили бытовые  интермедии  и  особенно сцены, в к-рых участвовали черти (по-франц. т. н. diablerie). Постановкой М. руководили "управители игр", каждый из к-рых заведовал разными сторонами дела  -  организационной,  технической,  литературной, сценической. Спец. "мастера  чудес"  занимались  устройством  многочисл. театр.  эффектов.  С  конца  13  в.  появились  полупроф.  "братствам, показывающие  М.  Особенно  выделялось  парижское  "Братство  страстей господних", существовавшее с 70-х гг. 14  в.  и  пользовавшееся  с  1402 монопольным правом  постановки  М.  в  Париже.  Усиление  реалистич.  'и комедийных элементов в М. вызвало нападки на  нее  духовных  и  светских властей, особенно обострившиеся  в  период  Реформации.  Против  М.  как религ. жанра выступали и деятели гуманистич.  движения.  К  сер.  16  в. почти во всех странах Зап. Европы М. была запрещена. М. способствовала развитию театр. иск-ва, т.  к.  содержала  элементы самодеят. сценич. творчества. Активное участие  в  М.  демократич.  масс пробудило в народе интерес  к  т-ру  и  заложило  основы  проф.  сценич. иск-ва.  Масштабность  действия,  контрасты  патетич.  и  буффонного, характерные для М., подготовили нек-рые особенности  ренессансной  драмы (напр., в Англии). Историч. значение М. также в том, что в ней  получили начальное развитие жанры ср.-век. т-ра - моралите, фарс. Позднейшие  попытки  искусственно  восстановить  М.  имели  реакц. направленность и стилизаторский характер (показ в  19-20  вв.  "Мистерии страстей господних" в Германии, в сел. Обераммергау, -и  "Мистерии  тела господнего"  в  Испании,  в  Эльче).  В  20  в.  "Мистерии  страстей" периодически  демонстрируются  в  Париже  (перед  собором  Нотр-Дам). Интересный опыт обращения к  ср.-век.  М.  15  в.-спектакль  "История  о преславном воскресении" Миколая из Вильковецка в пост. варшавского  т-ра "Народо-вы" (1962), иронически трактующий религиозную притчу. Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Petit de Julie-ville L., Les  mysteres,  v. 1-2, P., 1880; Le mystere du siege d'Orleans, publ. par F.  Guessard  et E. De Certain, P., 1862; Cohen G., Histoire de la mise en scene dans  le theatre religieux francais du Moyen age, P., 1926. Гр. Б.