МИРАКЛЬ
										МИРАКЛЬ  (франц.  miracle,  от  лат.  miraculun-  чудо)  -  жанр средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы,  сюжет  к-рой основан на "чуде", совершаемом  святым  или  девой  Марией.  Начав  свое развитие в 13 в. во Франции, М. в 14 в. получил широкое  распространение во всех  странах  Зап.  Европы.  В  М.  пропагандировалась  христианская мораль, изображалось  вмешательство  небесных  сил  в  судьбу  человека, приводящее к  торжеству  добродетели  и  наказанию  порока.  Легендарные сюжеты нередко использовались в М. для осуждения социального произвола и эгоистич. страстей. Первое известное произв. этого жанра - "Игра  о  св. Николае" (1200) франц. трувера Жана Боделя - сюжетно связано с событиями крестовых походов 12-13 вв., в нем пропагандировались религиозные  идеи. В  миракле  Боделя  имелись  и  сцены  бытового  характера  (эпизоды  в трактире). Стремление раскрыть внутр.  переживания  героя  проявилось  в "Миракле о Тео-филе" трувера  Рютбефа  (ок.  1261).  Реалистич.  мотивы, характерные  для  М.  этого  времени,  свидетельствовали  об  усилении жизненных  черт  в  иск-ве  ср.-век.  т-ра.  Обострение  феодальных противоречий в 14 в., бедственные события  Столетней  войны  (1337-1453) привели к усилению критич. тенденций в М. В цикле М. о  деве  Марии  (14 в.),  состоящем  из  40  пьес,  получили  отражение  жестокий  произвол рыцарства ("Миракль  о  Роберте-дьяволе"),  порочные  нравы  феодалов  и ка-толнч. духовенства ("Миракль о Берте с большими  ногами",  "Спасенная аббатиса"). М. часто создавались также на  сюжеты  латинских  авантюрных повестей, гор. фаблио и эпич. поэм. Усиление реалистич. элементов  в  М. сопровождалось вытеснением божественных персонажей и вело к  превращению М.  в  бытовую  назидательную  драму,  сохраняющую,  однако,  принципы христианского морализирования ("Миракль о Гризельде").  В  Италии  в  М. "Представление о Стелле и "Представление о  св.  Уливе"  еще  в  большей степени заметно освобождение от религиозных мотивов. Но реалистич. черты в обрисовке быта и образов М. носили внешний характер,  поступки  героев определялись не внутр. психологич. причинами, а  догматами  христианской этики.  Нравств.  перерождение  персонажей,  олицетворявших  греховное начало,  было  в  прямой  зависимости  человека  от  божьей  воли.  Эта двойственность  жанра  М.  свидетельствовала  о  незрелости  бюргерского сознания, ищущего компромисса с церковной  ортодоксальностью.  В  Англии термин "М." употреблялся также для обозначения жанра мистерии. В Испании М. были близки ср.-век. ауто ("Ауто о трех волхвах", конец 12 - нач.  13 вв.). В эпоху Возрождения М. сохранился как оружие церковной идеологии, его продолжением были "пьесы о святых", широко распространенные  в  католич. Испании 15-17  вв.  Использование  жанра  М.  исп.  драматургами  нового времени (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, П.  Кальдерон)  приводило  их  к компромиссу или прямому подчинению церковной идеологии. В 17- 18 вв.  М. в  своем  канонич.  виде  сохранились  только  в  репертуаре  иезуитских школьных театров. В конце  19-1-й  четв.  20  вв.  увлечение  религиозной  тематикой  в символистском т-ре и драматургии приводило к возрождению ср.-век.  М.  В отд. случаях сюжет "чуда" получал сатирич. истолкование  ("Чудо  святого Антония" Метерлинка), но гл. обр. служил формой мистич. мировоззрения  и выражал анти-реалистич. устремления декадентского т-ра. Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С. Мокульского, т, 1, М., 1956; Хрестоматия по истории  западноевропейского театра, сост. и ред. С. Мокульского, т. 1, М., 1953; Theatre francais au Moyen age, ... pubL par L. Monmerque et Fr. Michel, P., 1842;  Petit  de Julleville  L.,Le  theatre  en  France.  Histoire  de  la  litterature dramatique, P., 1889; Cohen G., Le theatre  religieux,  в  его  кн.:  Le theatre en France au Moyen age, pt. l, P., 1948. Гр. Б.