МИМИКА
										МИМИКА (от греч. ? -  подражательный)-  выразительные  движения мышц лица, являющиеся одной из  форм  проявления  тех  или  иных  чувств человека - радости, грусти, гнева и т. п. В отличие от  непроизвольного  характера  бытовой  М.,  не  требующей никакой подготовки, М. в т-ре предопределяется  большим  предварительным творч. трудом  актера,  требует  от  него  постоянного  и  внимательного изучения окружающей действительности, изучения человеческих  характеров. Важный элемент актерского иск-ва, М. состоит в умении исполнителя  через выражение глаз, лица передавать различные душевные состояния  персонажа. K.C. Станиславский говорил, что М. неотделима  от  всего  строя  мыслей, действий и чувств человека и является органич. выражением его внутренней жизни  (см.  Станиславского  система).  М.  должна  подчеркивать  грим, наиболее ярко выражающий типич. черты изображаемого лица; в свою очередь грим усиливает выразительность М. В то же время он не  должен  заслонять М. Продуманная и технически совершенная М.  усиливает  значение  сценич. слова,  помогает  глубже  раскрыть  его  смысл.  Особое  значение  М. приобретает в сценич. паузах, когда  актер  должен  раскрыть  чувства  и мысли  своего  героя  без  слов  или  когда  актер  молча  реагирует  на высказывания или действия др. персонажей. Среди выдающихся мастеров  иск-ва  М.-  Д.  Гаррик  (Англия),  Б.  К. Коклен. Capa Бернар (Франция), Э. Дузе (Италия);  в  рус.  дореволюц.  и сов. т-ре- М. С. Щепкин, А. П. Ленский, О. О. Садовская, В. Н.  Давыдов, Ф. И. Шаляпин, С. Л. Кузнецов, И.  Н.  Певцов,  Н.  Ф.  Монахов,  В.  И. Качалов, И. М. Москвин, М.  М.  Тарханов,  Л.  М.  Леонидов  и  мн.  др. Замечат. мастер М. на эстраде - А. И. Райкин. На М. построено иск-во исполнителей пантомим (см.). Среди них  Ж.  Б. Дебюро, М. Марсо, Ж. Л. Бар-ро (Франция) и др. См. также  ст.  Искусство актера. Лит.: СтаниславскийК. С., Работа актера над собой. Работа над собой в творческом  процессе  воплощения.  в  кн.:  Ежегодник  Московского художественного театра. 1946г., М., 1948;  e  г  о  ж  e.  Моя  жизнь  в искусстве. Собр. соч., т. 1, М., 1954; e г о  ж  e.  Работа  актера  над собой, ч. I-Il, там же, т. 2, 3, M., 1954-55; Ленский А. П.,  Заметки  о мимике и гриме, в кн.: А; П. Ленский, Статьи. Письма. Записки, М., 1950; Горчаков Н., Режиссерские уроки К. С. Станиславского, 3 изд., М., 1952.