МИМ
										МИМ  (греч.  ?  -  подражатель,  подражание)  -1)  Особый  вид представлений в античном  т-ре,  короткие  сценки  бытового  и  сатирич. содержания. Возник в Др.  Греции  в  5  в.  до  н.  э.  как  нар.  драм. импровизация. Поэты Софрон и Ксенарх придали  греч.  М.  лит.  форму.  В эпоху эллинизма (4-3 вв. до н. э.) М. широко распространился на  Ближнем Востоке;  к  этому  времени  относится  творчество  знаменитых  греч. мимографов Герода и Сотада. В конце 3 в. до н. э. под влиянием  культуры греч. колоний на Ю. Италии М. проникает в Рим, где достигает расцвета  в творчестве поэтов Децима Лаберия и Публилия Cupa (1 в. до  н.  э.).  При Августе большой популярностью пользовались греч. мимы Филистона. В эпоху империи  М.  стал  преобладающим  театр.  жанром;  существовал  также  в Византии до конца 7 в. В 691 Турульский собор запретил М. как  греховное зрелище. Из огромного  количества  М.  сохранилось  немного.  Биографич. сведения об их авторах чрезвычайно скудны. М. изображали жизнь низших слоев города  и  деревни;  действ,  лицами были обычно  рабы,  сводни,  гетеры.  По  форме  М.  представляли  собой сюжетные сценки с комич. монологами (т. н. "пегнии" - шутки) и диалогами ("мимология"), где стихи чередовались с прозой. Существовали также  вок. М. ("мимодия"), к-рые включали и  танцы.  М.  разыгрывались  на  улицах, площадях, в богатых домах, позже проникли на сцену.  Актеры  играли  без масок; в отличие от др. видов антич. драмы,  в  М.  впервые  участвовали женщины. Представления М. часто сопровождались выступлениями акробатов и фокусников. Во  времена  империи  М.  перерастают  в  большие  пьесы  со сложным, занимат., преим. любовно-авантюрным, сюжетом. Среди действ, лиц появляются мифологич. персонажи  -  боги,  герои.  Развивается  внешняя, зрелищная  сторона  представлений,  в  них  участвуют  дрессированные животные. Развитие М.  во  всех  его  разновидностях  (мимиамбы  и  др.) отразило усиление реалистич. тенденций в антич. т-ре. Влияние М. на лит-ру проявилось в древности (нек-рые диалоги Платона, идиллии Феокрита). В др.-рим.  филос.  лит-ре  (напр.,  у  Сенеки)  были широко распространены  нравоучит.  сентенции  из  мимов  Публилия  Сира. Влияние М. сказалось также в ср.-век. фарсах и в итал.  комедии  дель  а рте. 2) Актер или актриса - исполнители М. Сведения  о  них  содержатся  в текстах древних авторов и в надписях. Значит, число их изображений  дает вазовая  живопись.  Известны  M.  -  исполнители  характерных  ролей, фокусники, акробаты, клоуны и др. Нек-рые источники  (Цицерон,  Плутарх) говорят о социальном бесправии М. и  о  презрительном  отношении  к  ним правящих кругов. Однако  известны  факты  и  покровительства  М.  Афиней называет имена наиболее знаменитых М.: Ноэмон - исполнитель драм. частей мима, клоун Евдик,  фокусники  Матрий,  Кефисодор,  Панталеон,  акробаты Гераклит из Ми-тилены и Филистид из Сиракуз. Лит.: Трон о кий И. М., История античной лит-ры, 3  изд..  Л.,  1957; История греческой лит-ры, под ред. С. И.Соболевского [и др.], т. 3,  М.; I960; История римской лит-ры, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 2, М., 1962; В а р-н e к e Б. В.,  Актеры  Древней  Греции,  Одесса,  1919; Comi-corum graecorum fragmenta, ed. G. Kaiuel, v. l, fase. l. Doriensium comoedia mimi phlyaces, B., 1899; Reich H Der  Mimus.  Ein litterar-entwicklungsgeschichtlicher Ver such, Bd l,  Tl  l,  B.,  1903; Pauly's-Wissova Realencyclo-padie der classisch.  Altertumswissenschaft, Hlbbd 30 Stuttg., 1932, с. 1727-64. JJ ф\