МИЛАН
										МИЛАН (Milano) - второй по численности населения  город  Италии  (1,3 млн. жителей, 1956). В 3 в. в М. (наз. Меди оланум) имелись крытый  т-р, амфитеатр за городской  стеной,  цирк,  к-рые  были  разрушены  войсками Фридриха  I  Барбароссы  (1162).  В  эпоху  Возрождения  устраивались представления мистерий и  аллегорич.  спектаклей;  при  дворе  ставились античные трагедии, "ученые комедии", танц. сцены. В нач.  16  в.  театр. иск-во в М. подвергается преследованиям за показ на сцене представителей духовенства, введение любовных эпизодов и диалогов христиан с иудеями. В 60-х гг. 17 в. в М. выступала известная труппа комедии дель арте "Джелози".  В конце 16 - нач. 17 вв. работали первые постоянные т-ры "Салон Маргариты" для привилегированных зрителей и "Т-р комедии" для горожан. В конце 17 - нач. 18 вв. театр. жизнь М. сосредоточилась в т-рах "Реджо нуово" (б. "Т-р комедии") и "Реджо дукале" (осн. в 1717, здесь выступал в  1770-72  юный Моцарт). В 1778 осн. т-р "Ла Скала"- крупнейший оперный т-р Италии. В 19 в. открыты: т-р "Кар-кано" (в 1803;  в  1930  здесь  проходили  гастроли моек.   Камерного   т-ра),   "Т-р   короля"   (в   1813),    "Т-р лирико-интернацио-нале", или "Т-р лирико" (в 1894) и др.  Во  всех  этих т-рах шли драм. и оперные спектакли, выступали А. Ристори,  Г.  Мо-дена, Э. Росси и др. известные  итал.  актеры.  В  нач.  19  в.  открылся  т-р марионеток "Фьяндо", утвердивший  в  кукольном  т-ре  новый  персонаж  - Джероламо (этот т-р работает до наст. времени под назв. "Джероламо"). Значит, интерес представляет деятельность драм. т-ров: "Т-р патриотико" (осн. в 1800, с  1805  известен  как  "Т-р  Академии любителей драм. иск-ва"), ставивший новые произв.  итал.  драматургов  - Джакозы, Капуаны и др., т-р "Фосса-ти" (осн. в 1859), популяризировавший спектакли на миланском диалекте (здесь в 1903 пост. "Мещане" и "На дне", в 20-е гг. 20 в.- "Гроза"). В т-ре "Мандзони" (осн. в  1872)  в  1912  и 1915  делались  попытки  создания  стабильных  трупп.  Здесь  ставились наиболее значит, произв. европ. и отечеств, классики, а такяе  пьесы  М. Праги, Дж. Верги, Д ж. Роветты, Г.  Д'Аннунцио,  Л.  Пиранделло  и  др., выступали Э. Дузе,  Т.  ди  Лоренцо,  И.  и  Э.  Граматика,  В.  Рейтер, гастролировали лучшие иностр. театр. коллективы. В 1-й пол. 20 в. начали работу т-ры - "Трианон" (в 1903),. "Конвеньо" (в 1922), "Эксчельсиор", "Одеон" (оба в 1928), Новый т-р  (в  1938).  Во время 2-й мировой войны неск. т-ров было закрыто, здания нек-рых  отданы под кинотеатры (напр., т-р  "Фоссати",  "Эксчельсиор"),  т-р  "Мандзони" разрушен во время бомбардировки города. С конца 40-х гг.  М.  становится театр.  центром  Италии,  особенно  после  организации  постоянного "Пикколо-театром, открывшегося спектаклем "На  дне"  (1947).  Постоянная труппа выступает и в т-ре "Конвеньо". В 1962 организован Центр  культуры (под рук.  драматурга  и  критика  К.  Террона),  ставящий  своей  целью приблизить театр. иск-во к широкому зрителю. В М. издается лучший  итал. театр. журнал "Сипарио" ("Занавес") (с 1946). А.д, А,