МЕТАСТАЗИО
										МЕТАСТАЗИО (Metastasio), Пьетро [наст.  имя  и  фам.-Пьетро  Трапасси (Trapassi)] (3.I.1698,  Рим,-12.IV.1782,  Вена)  -  итальянский  поэт  и либреттист.  Получил  классич.  образование.  В  1712  начал  творч. деятельность, написав трагедию "Юстин". В 1718 переехал в  Неаполь,  где занимался музыкой у Н. Порпора. Певица М. Бульгарелли  (Романина)  ввела М. в муз. мир. Для нее М.  написал  либретто  оперы  "Покинутая  Дидона" (1724, муз. Сарро), на этот текст написано ок. 40 опер, в т. ч Л. Винчи, А. Скарлатти и др.  М.-основоположник  героич.  опе-ры-сериа.  В  первый период творчества М. написал либретто опер: "Кир"  (1726,  муз.  Сарро), "Катон Ути-ческий" (1727), "Эцио" (1728), "Александр  в  Индии"  (1729), "Артаксеркс" (1730 - все на муз. Винчи) и др. В  1730  был  приглашен  в Вену, где занял место придворного либреттиста. Здесь он написал либретто оперы "Олимпиада" (на это либретто написано 32  оперы)-  сентиментальной оперы-сериа,  в  к-рой  сочетаются  традиции  греч.  трагедии  и  итал. пасторальной  драмы.  Вершина  творчества  M.-  героич.  оперы  "Титове милосердие" (1734), "Фемистокл" (1736), обе на муз.  Кальдара,  "Аттилий Регул" (1740, муз. Гассе). Др. либретто этого  периода:  "Адриан  в  Сирии"  (1731),  "Деметрий" (1731), "Демофонт" (1733), "Ахилл на Скиросе" * (1736)  -  все  на  муз. Кальдара; "Гипермнестра" (1744), "Ромул  и  Эрсилия"  (1765),  "Руджеро" (1771)-все на муз. Гассе, и др. М.  был  крупнейшим  оперным  либреттистом,  реформатором  итал. оперы-сериа. Он стремился раскрыть внутр. переживания героев,  сводя  до минимума  внешнее  действие,  добивался  гармонич.  сочетания  музыки  и поэзии, установил правильное  соотношение  между  арией  и  речитативом, превратив  арию  в  мелодич.  выражение  драматич.  ситуации,  придал опере-сериа пропорции классицистской трагедии.  Оперы  М.  композиционно симметричны, в них действует небольшое  количество  персонажей,  завязка близка к катастрофе. Особое внимание  М.  обращал  на  декорац.  сторону оперного спектакля, давая в ремарках точные указания. На тексты М. писали оперы мн. композиторы, в т. ч.: Л. Винчи, И. А. Гассе, X. В. Глюк, Н. Йоммелли, Л. Лео, Н. Порпора  и др. Его оперы пользовались огромной популярностью, он был избран  членом академий разных стран. Современники сравнивали его с Софоклом, Корнелем, Расином. Г. Р. Державин перевел "Титове милосердие"  и  "Фемистокла"  на рус. яз. Лит.: Стендаль, Жизнеописания Моцарта и Метаста-зио, Собр. соч., пер. с франц., т. 8, М., 1959; Calzabigi R. de.  Dissertazione  sulle  poesie drammatiche del sig". abate P. Metastasio,  Livorno,  1774,  в  кн.:  Р. Metastasi o, Poesie, t. 1, P., 1755; Russo L., Metastasio, 2 ed.,  Bari, 1945. Св. Г.