МЕЛОДРАМА
										МЕЛОДРАМА - жанр драматургии; пьеса,  отличающаяся  острой  интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. По своему происхождению М.  связана  с жанрами франц. просветительского демократич. т-ра  18  в.  Появление  М. было подготовлено развитием мещанской драмы, а также жанров муз. т-ра  - мещанской комич. оперы, муз. мелодрамы, лирич. сценами типа "Пигмалиона" Руссо  (см.  Мелодрама  -  муз.-драматич.  произведение).  Значит,  роль сыграла также  диалогизированная  пантомима,  у  к-рой  М.  заимствовала эффектную  зрелищ-ность,  широкое  использование  музыки,  фабульную занимательность. Ранние М., возникшие  в  годы  франц.  бурж.  революции конца  18  в.  ("Монастырские  жертвы"  Монвеля,  1791,  "Робер,  атаман разбойников" Лама ртельера, 1792, и др.), были насыщены протестом против социальной несправедливости, тирании, религ. фанатизма. После революции, развиваясь  в  условиях  формирующегося  бурж.  общества,  М.  утеряла рево-люц. идейность. Жанр "низового"  т-ра,  М.  посещалась  демократич. зрителем,  однако  она  постоянно  испытывала  влияние   идеологии господствующего класса. Поэтому в М. противоречиво сочетались сочувствие к простому человеку, прославление защитников слабых и несправедливо обиженных с  утверждением бурж.-охранит,  идей,  смирения,  незыблемости  обществ.  устройства. Социальный конфликт, лежавший в основе  М.  нач.  90-х  гг.,  подменялся абстрактной борьбой добра и зла. Бурж. действительность  изображалась  в М. как гармония, нарушаемая отдельными "злодеями". В конце 18-  нач.  19 вв. М. заканчивалась обычно счастливой развязкой. Герои М.  были  лишены живых характеров, выступали как прямолинейное воплощение этич.  схем.  В М.  сказались  присущие  мелкобурж.  демократии  1-й  пол.  19  в. неудовлетворенность бурж. действительностью и  одновременно  -  неумение осмыслить  законы  ее  развития.  Не  раскрывая  реальных  жизненных конфликтов,  авторы  М.  делали  человека  игрушкой  непостижимых  сил, дасыщали  действие  атмосферой  тайн  и  рока,  фетишизировали  случай, создавали  неправдоподобные  авантюрные  сюжеты,  показывали  исключит. события, таинственную или экзотич.  обстановку,  поражающую  воображение зрителей. Источником сюжетов для авторов М. были т. н. "романы ужасов  и тайн", или "готические" романы (М. Г. Льюис, А. Радклиф - в  Англии,  Ф. Г. Дюкре-Дюминиль-во Франции и др.). Крупнейшие представители М. в конце 18- нач. 19 вв. во Франции  -  Г. Пиксерекур ("Виктор, или Дитя леса", 1797,  "Седина,  или  Дитя  тайны", 1800), Л. Ш. Кенъе ("Сорока-воровка", совм. с д'0биньи,  1815),  Кювелъе де Три ("Фальшивомонетчики, или Месть", 1797, "Невидимый  трибунал,  или Преступный сын", 1801). На рубеже 18 и 19 вв. формируется М.  в  Англии; М. Г. Льюис ("Привидение в замке", 1797), Т. Холкрофт ("Глухой и немой", 1801,  "Рассказ  о  тайне",  1804)  черпали  сюжеты  из  произведений Пик-серекура  и  "готических"  романов,  создавая  пьесы,  наполненные кошмарами, тайнами, преступлениями. М. разрушила "правила" классицизма, во многом  подготовила  романтич. драму. Авторы  М.  сочетали  трагическое  и  комическое,  отказались  от классицист-ских "единств", расширили тематику драматургии. В 20-е гг. 19 в., под влиянием нарастающего  недовольства  нар.  масс  реакц.  режимом Реставрации, во франц. М.  усилились  оппозиционные  настроения.  В  ней появился одинокий, сумрачный герой,  вступавший  в  борьбу  со  злом.  В образах отрицат. героев находили отражение пороки представителей  имущих классов - страсть к наживе, хищничество, обман,  насилие.  М.  приобрела более  мрачный  колорит,  участились  тра-гич.  развязки.  Сближение  с романтич. драмой  наиболее  ярко  проявилось  в  творчестве  В.  Дюканжа ("Тридцать лет, или Жизнь игрока", 1827, "Ламмермур-ская невеста", 1828, и др.). Усиление реальных,  жизненных  мотивов  происходит  в  англ.  М. 20-40-х гг. 19 в.; пьесы Д. У. Джерролда ("Черноглазая Сыо-зан",  1829), Э.  Дж.  Булвер-Литтона  ("Герцогиня  де  Лавальер",  1836,  "Лионская красавица", 1838, и др.) значительно правдивее ранних М. Большое влияние на развитие М. оказали революция 1830  во  Франции  и пролетарско-демократич. движение 30-х гг. В период Июльской монархии  во Франции  сложилась  т.  н.  социальная  М.,  авторы  к-рой  с  глубоким сочувствием показывали нищету и бесправие народа, обличали  преступления богатых и знатных, изображали "царство банкиров" как гос-во узаконенного грабежа. М. "Инженер,  или  Угольные  копи"  Дюверье  (1836),  "Богач  и бедняк" Сувестра (1836), "Рабочий" Сулье (1840),  "Парижский  тряпичник" Пиа (1847) и др. с большим драматизмом  рисовали  социальные  контрасты, взаимоотношения  пролетариата  и  буржуазии.  Однако  в  своей  положит. программе авторы этих М. не  шли  дальше  утверждения  обществ,  идеалов мелкобуржуазной демократии, призывали к  благотворительности,  видели  в пролетариате  только  жертву  общественной  несправедливости,  подчас проповедовали "единение" рабочих и их хозяев. В большинстве М. конца 30-40-х гг. 19 в.  социаль-но-обличит.  мотивы отсутствуют, на первый  план  выступают  занимательность,  нагромождение неправдоподобных событий. Таковы М.,  написанные  Ж.  Буша  рди  ("Рыбак Гаспардо",  1837,  "Пастух  Лазарь",  1840,  и  др.),  О.  Анисе-Буржуа ("Кровавая монахиня", 1835, "Хозяйка Сен-Тропеза", 1844, и др.). Во  2-й пол. 19 в., в условиях реакции, сменившей революционный подъем, получает распространение эпигонская  бурж.-сентиментальная  М.  ("Два  подростка" Декурсе-ля, 1898, и др.). Лишь отдельные  М.  этого  времени  отличались демократизмом,  гуманистическими  мотивами,  обличительной  тенденцией. Такова М. "Две сиротки" Деннери и Кормона (1874) во Франции и др. М. оказала большое влияние на искусство актера. Чуждая рационалистич. догмам  классицизма,  она  расширила  диапазон  актерского  творчества, подготовила сценич. реформы, осуществленные т-ром романтич. и реалистич. направления 19 в. В нач. 19 в. переводная М. появилась на рус. сцене. Особенно  широкое распространение в России она получила с конца 20-х гг. 19 в. В это время создается и  рус.  М.,  связанная  гл.  обр.  с  реакц.  направлением  в драматургии и проникнутая монархич., антиреали-стич. тенденциями  (пьесы Н. В. Кукольника, Н.А.Полевого, Р. М. Зотова, П. Г. Ободовского и  др.). Борясь за развитие реалистич. демократич. иск-ва, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь  резко  критиковали  М.  за  отрыв  от  насущных  интересов  рус. общества, неправдоподобие положений  и  характеров,  за  обилие  внешних эффектов.  Крупнейшие  рус.  актеры,  выступавшие  в  М.,  стремились преодолеть  идейные  и  художеств.  недостатки  этого  жанра,  развить элементы, сближающие М. с романтич. драмой. П. С. Мочалов, играя  в  М., вносил в характеристику героев более демократическое  содержание,  черты романтич. бунтарства. М.  С.  Щепкин,  А.  Е.  Мартынов  в  ряде  ролей, созданных в М., раскрывали душевную красоту  "маленького"  человека.  М. сохранялась в репертуаре дореволюционного театра в  течение  длительного времени. В  советском  театре  в  первые  послерево-люц.  годы  жанр  М.  со свойственной  ему  четко  выраженной  симпатией  к  одним  персонажам  и ненавистью к другим получил значит, распространение. В  репертуар  т-ров вошли сов. М.: "Красный  орленок"  Славянского,  "Товарищ  Семивзводный" Голичникова, "Роковая встреча" Финогенова и  др.  Попытки  внести  в  М. ясность и четкость социальных мотивов,  поставить  ее  на  службу  идеям революции были предприняты А. М. Файко ("Озеро Люль"), А. В. Луначарским ("Поджигатели", "Яд", "Медвежья свадьба" по Ме-риме). В годы нэпа во мн. т-рах (особенно в провинции) широкое  распространение  получила  рус.  и переводная мещанская и бурж. М. ("Трильби" и "Казнь" Ге,  "Мечта  любви" Косоротова, "Роман" Шельдона и др.). На сов. сцене ставились, однако,  и более высокие образцы жанра М.: "Две сиротки" Деннери и Кормона (шла под назв. "Сестры Жерар", 1927, МХАТ, пост. Станиславского, реж. Горчаков  и Телешова), "Дон Сезар де Базан"  Дюмануара  и  Деннери  (1948,  Ленингр. драм. т-р, реж. Кожич) и др. Сов. драматурги редко обращались к жанру М. ("Огни маяка"  Карасева  и  др.).  Элементы  мелодраматизма  свойственны нек-рым пьесам А. Н. Арбузова, А. Д. Салынского, В. Н.  Собко  и  др.  В 1960 Арбузовым была предпринята попытка возродить жанр М. в чистом  виде ("Потерянный сын", 1961, Т-р им. Вахтангова). Лит.: Державин К., Театр франц. революции. 1789- 1799, 2 изд., M.-Л., 1937; История зап.-европ.  театра,  т.  3,  М.,  1963;  Ginisty  P.,  Le melodrame, P., 1910; М о п а 1 d 1 G., Il melodrama italiana nella critica  del  sec.  XIX Roma, 1927. E. Ф., К. Р. (сов. раздел).