МЕЙЕРХОЛЬДА ИМЕНИ ТЕАТР
										МЕЙЕРХОЛЬДА ИМЕНИ ТЕАТР - русский со'-ветский театр. Работал в Москве в 1920-38 под рук. нар. арт. РСФСР В. Э. Мейерхольда. Первоначально  коллектив,  руководимый  Мейерхольдом,  назывался:  в 1920-21-Т-р РСФСР 1-й, в 1922 коллектив вошел в Т-р  актера  в  качестве Вольной мастерской Мейерхольда при  Гос.  высших  театр.  мастерских.  В конце того же года Т-р актера был преобразован  в  Т-р  ГИТИСа.  С  1923 труппа стала называться Т-ром им. Мейерхольда, а с 1926 - Гос. т-ром им. Мейерхольда (ГОСТИМ или ТИМ). Репертуар и художеств. практика т-ра определялись прежде всего творч. программой  его  руководителя  и  отражали  сложный  путь  развития режиссерского  иск-ва  Мейерхольда.  Все  спектакли  т-ра  были  пост. Мейерхольдом, в отдельных случаях в сотрудничестве  с  др.  режиссерами. Т-р начал свою деятельность  постановкой  "Зорь"  Верхарна  (1920,  реж. Мейерхольд  и  В.  Бебутов,  худ.  В.  Дмитриев),  носившей  характер торжественного, ораториально-митингового зрелища. В. В.  Маяковский,  не принимая символистских устремлений  т-ра,  вместе  с  тем  приветствовал "Зори", как "первую революционную тенденцию  в  театре"  (Соч.,  т.  12, 1959, с. 246). Желание сблизить т-р с современностью, превратить  его  в орудие политич. агитации, проявившееся в спектакле "Зори", было  поднято на высшую ступень, развито и обогащено в пост. 2-го варианта "Мистерии-Б уфф" Маяковского (1921, реж. Мейерхольд и  Бебутов),  а  вслед  затем  в спектаклях  "Земля  дыбом"  Мартине  и  Третьякова  (1923),  "Д.  Е.'" Подгаецкого (1924, худ. И.  Шлепянов).  В  этих  спектаклях  утверждался агитационно-плакатный,  яркий  зрелищный  т-р,  развивающий  традиции площадных представлений, сочетающий героич. патетику с  резкой  сатирич. буффонностыо. Вместе с тем в них сказывалась противоречивость,  присущая программе "Театрального Октября", провозглашенной  В.  Э.  Мейерхольдом. Стремление связать  т-р  с  революционной  современностью  сочеталось  с утверждением особой формы, связанной в первоистоках  с  футуризмом.  Эти тенденции особенно ярко сказались в спектакле  "Великодушный  рогоносец" Кроммелинка (1922), построенном на принципах "биомеханики",  и  в  пост. "Смерти Тарелкина" Сухово-Кобылина (1922). Стремление Мейерхольда к созданию спектаклей, органически связанных с современностью,  действен'  ных,  публицистически  острых,  отчетливо проявилось в  спектаклях:  "Рычи,  Китай!"  Третьякова  (1926,  реж.  В. Федоров), к-рый А.  В.  Луначарский  назвал  агитационно-мощным;  "Клоп" (1929), "Баня" (1930); "Выстрел" Безыменского (1929, реж. бригада  -  В. Зайчиков, С. Кезиков, А. Нестеров, Ф. Бондаренко, под рук. Мейерхольда), "Последний решительный" Вишневского (1931), "Вступление" Германа (1933). Многие из этих спектаклей имели важное значение для развития сов.  т-ра. Здесь впервые получила сценич.  воплощение  драматургия  Маяковского,  в спектакле  "Последний  решительный"  наметился  жанр  "оптими-стич. трагедии". Но  в  репертуаре  т-ра  были  и  спектакли,  отражавшие  внутр. противоречивость идейно-художеств. программы Мейерхольда. В пост.  пьес, трактующих проблему интеллигента в революции, был ряд интересных образов и сценич. находок. Однако спектакль "Учитель Бубус" А. Файко (1925)  был отмечен формальной  изощренностью,  а  в  спектаклях  "Командарм  2"  И. Сельвинского (1929) и  "Список  благодеяний"  Ю.  Олеши  (1931)  т-р  не преодолел идейные противоречия драматургии. Сложными и  противоречивыми  были  обращения  т-ра  к  рус.  классич. драматургии - "Лес" (1924), "Ревизор" (1926), "Горе уму" ("Горе от ума", 1928);  "Свадьба  Кречинского"  Сухово-Кобылина  (1933),  спектакль  "33 обморока", включавший "Предложение", "Медведь", "Юбилей" Чехова  (1935). Так, гиперболизм Гоголя осложнялся и частично утрачивал свою реа-листич. первооснову  благодаря  введению  мотивов,  шедших  от  символистского истолкования комедии. В  спектаклях  т-ра  важное  значение  имела  музыка,  определяющая эмоциональное  начало  и  являющаяся  конструктивным  элементом  сценич. действия. Постепенно в его спектаклях все большее  значение  приобретало раскрытие  внутр.  мира  персонажей.  Это  сказалось  в  пост.  "Дамы  с камелиями" Дюма (1934). Коллектив, вся деятельность к-рого властно и  энергично  направлялась Мейерхольдом, располагал яркими, своеобразными актерами. В  труппе  т-ра были: М. И. Бабанова, Н. И. Боголюбов, Э. П. Гарин,  М.  И.  Жаров,  В.  Ф. Зайчиков, И. В. Ильинский, С. А. Мартинсон, Д. Н. Орлов, Н. П. Охлопков, З.Н. Райх, Л. Н. Свердлин, А. А. Темерин, Е. А. Тяп-кина, М.  Иь  Царев, М. М. Штраух, В. Н. Яхонтов и др. В  т-ре  выросли  режиссеры  -  Л.  В. Варпахов-ский, Б. И. Равенских, В. Ф. Федоров, П. В. Цет-нерович  И.  Ю. Шлепянов, Н. В. Экк. Трудности в творч. развитии  т-ра,  связанные  со  сложным  процессом переоценки  руководителем  т-ра  своего  художеств.  опыта,  стремлением преодолеть проявления формализма, желанием сблизиться с принципами К. С. Станиславского, особенно отчетливо обозначились в сер. 30-х  гг.  Тяжело сказалось в деятельности т-ра  в  эту  пору  и  ослабление  контактов  с передовой сов. драматургией (достигшей в эти годы значит,  успехов),  со зрителем. В 1938 т-р был закрыт. Сведение  деятельности  т-ра  только  к ошибкам, оценка т-ра как политически враждебного сов.  действительности, выдвинутая для обоснования его  закрытия,  искажала  объективно-историч. значение  деятельности  т-ра  в  духе  субъективистского  произвола, порожденного периодом культа личности Сталина. Лит. см. при ст. Мейерхольд В.  Э.  Б.  Рос.  МЕЙНИНГЕНСЕИЙ  ТЕАТР  - немецкий  театр.  Создан  в  Мейнингене,  столице  Саксен-Мейнингенского герцогства (здание  построено  в  1831).  Первоначально  здесь  работали оперная и драм. труппы, с 1861 - только драматическая. В 1860  т-р  стал придворным, с 1871 (после создания Герм. империи)  -  городским.  Период наибольшей известности М. т. связан с деятельностью герцога Георга II  и реж. Л. Кронека. С  1866  Георг  II  начал  заниматься  активной  театр. деятельностью.  Его  ближайшим  помощником  была  актриса  Э.  Франц (впоследствии жена герцога). Франц ведала репертуаром М. т. и работала с актерами. Георга II привлекала гл.  обр.  художественно-оформит.  часть, ему принадлежали мн. эскизы костюмов и декораций. В 1866 в.  т-р  пришел Кронек, ставший гл. режиссером  т-ра.  Руководители  т-ра,  опираясь  на традиции режиссуры Ф.  Дингелъштедта,  Э.  Девриента,  Ч.  Кипа  и  др., осуществили ряд сценических реформ. Репертуар т-ра составляла  гл.  обр. классич. драматургия. Главенствующее положение в М. т. занимал режиссер, который в результате длительных  репетиций  добивался  слаженности  всех элементов спектакля, исторической точности образов, декораций, костюмов, бутафории и пр. С  особой  тщательностью  ставились  массовые  сцены.  В театре был создан штат  статистов,  толпа  в  спектакле  разбивалась  на маленькие  группы,  возглавлявшиеся  актерами.  В  М.  т.  утверждались принципы ансамбля, руководители театра боролись с премьерством отдельных крупных актеров, внешней виртуозностью,  господствовавшими  на  немецкой сцене во 2-й пол.  19  в.  Спектакли  отличались  высокой  постановочной культурой,  но  режиссеры  уделяли  мало  внимания  раскрытию  дарования отдельных  исполнителей.  Этим  объясняется  отсутствие  (или  недолгое пребывание) в т-ре крупных актеров. Кронеку принадлежала мысль об организации гастрольных  поездок  т-ра, к-рые должны были дать материальные средства,  возможность  ограничивать репертуар небольшим количеством пьес. Гастрольный репертуар т-ра состоял из 41 пьесы, гл. место занимали Шиллер ("Дон  Карлос",  "Мария  Стюарт", "Вильгельм  Телль",  "Мессинская   невеста",   "Орлеанская   дева", "Разбойники",  "Лагерь  Валленштейна"  и  др.),  Шекспир  ("Гамлет", "Укрощение строптивой". "Юлий Цезарь", "Макбет", "Зимняя сказка", "Ромео и Джульетта", "Венецианский купец", "Двенадцатая ночь"). Ставились также пьесы Бьернсона ("Между битвами"), Гете ("Ифигения в Тавриде"), Линднера ("Кровавая  свадьба,  или  Варфоломеевская  ночь"),  Мольера  ("Мнимый больной"), Клейста ("Кетхен из Хейльбронна", "Битва в Тевтобургскомлесу"), Ибсена  ("Претенденты  на престол"), Грильпарцера ("Праматерь") и др. В  1874-90  т-р  систематически  гастролировал:  посетил  Англию, Голландию, Бельгию, скандинавские страны,  Египет,  Венгрию,  Польшу,  в 1885 и 1890  выступал  в  России.  К.  С.  Станиславский  высказал  свои впечатления о М. т. в кн.  "Моя  жизнь  в  искусстве".  Отмечая  высокую режиссерскую культуру М.  т.,  он  выражал  опасение,  что  режиссерский деспотизм может заглушить свободное развитие актерского творчества. В 1891 умер Кронек, Георг  II  не  захотел  заменить  его  кем-нибудь другим и прекратил гастроли, считая задачи М. т.  выполненными.  К  сер. 90-х гг. М. т. постепенно утратил свое значение. Лит.: Б а р н а и Л., Отрывки воспоминаний, пер.  П.  П.  Немвродова, "Библиотека театра  и  искусства",  1904,  кн.  22-23;  Веселовский  А., Представления мейнин-генской труппы, "Артист", 1890, ј 7;  Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1,  М.,  1954,  с.  129-32; Островский А. Н., Соображения и выводы по поводу  Мейнингенской  труппы, "Театр", 1939, ј 1; G r u b e M., Geschichte der Meininger, Stuttg.-[u. a.], 1926.