МЕЙЕРБЕР
										МЕЙЕРБЕР (Meyerbeer), Джакомо [наст. имя и фам.-Якоб  Либман  Б  e  p (Beer)] (5.IX.1791, Берлин,- 2. V.1864, Париж) - композитор,  пианист  и дирижер. Виднейший представитель франц. большой оперы, 19  в.  Учился  у композиторов К. Цельтера (в Берлине) и Г. И. Фоглера (в  Дармштадте).  В 1812 в Мюнхене была пост. опера М. "Клятва Иевфая", в 1813 в Штутгарте - комич. опера "Алимелек" ("Хозяин и гость"). В 1816 М.  уехал  в  Италию, где было пост. несколько его  героич.  опер,  в  т.  ч.  "Крестоносец  в Египте"  (1824,  т-р  "Фениче",  Венеция).  В  1824  переехал  в  Париж. Творчеством, развивает стиль и традиции франц. оперного иск-ва  и  совр. романтич. драмы. Выступил с романтико-фантастич. оперой  "Роберт-Дьявол" (1831, т-р "Гранд-Опера"), имевшей огромный успех. Не менее  восторженно была принята опера "Гугеноты" (1836; в России пост. под назв. "Гвельфы и гибеллины").  В 1842 М. стал гл. дирижером ("гене-ральмузикдиректор") в Берлине,  где  в 1844 пост. свою комич. оперу "Лагерь в  Силезии"  (перераб.  --"Северная звезда", 1854, "Опера комик",  Париж).  В  Париже  были  пост.:  в  1849 "Пророю} ("Гранд-Опера"; в России - пост. под назв. "Осада Гента", затем "Иоанн  Лейденский"),  в  1859  -  комич.  опера  "Прощение  Плоэрмеля" ("Динора", т-р "Опера комик"),  в  1865,  после  смерти  M.,-"Африканка" ("Васко да Гама",  т-р  "Гранд-Опера").  Темы  крупнейших  опер  М.  (на либретто Э. Скриба) - большие социальные и религ. конфликты  из  истории 15-16 вв. (исключение - "Роберт-Дьявол").  Эмоциональная  приподнятость, яркий декоративный стиль, умение  воссоздать  исто-рич.  колорит  эпохи, высокое (хотя нередко чрезмерно рассудочное) мастерство придавали операм М. огромную силу воздействия. Широкое введение в оперные  формы  приемов симфонич.  развития,  своеобразие  гармонии,  оркестровки,  принципов использования хора делают  эти  оперы  важным  звеном  в  развитии  муз. иск-ва. Однако  в  40-х  гг.  в  оперном  творчестве  М.  обнаруживаются признаки  упадка.  Усиливаются  двойственность  либерально-гуманистич. трактовки исто-рич. событий (вплоть до искажения характера нар.-революц. движения в  опере  "Пророк"),  космополитич.  тенденции,  приводившие  к эклектизму стиля, стремление к самодовлеющим виртуозным и  постановочным эффектам. Кроме опер, М. написал музыку к драме своего брата писателя  М.  Бера "Струэнзе" (1846), хоры, в т. ч. к "Эвменидам" Эсхила, и др. соч. Соч.: Brief wechsel und Tagebucher, hrsg. von H. Becker,  v.  I,  B., 1959, v. II-IV (готовится к печати). Лит.: Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки  (1868-1876), М., 1898, то же, Полное собр. соч.,  т.  2.  Лит.  произведения...,  М., 1953; С т а с о в В. В., Собр. соч., т. 1-4, СПБ,  1894-1906;  Серов  А. Н., Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95;  Гейне  Г.,  Полное  собр. соч., пер. с нем., т. 6 и 9, М.-Л., 1936; К p e м  л  e  в  Ю.,  Джакомо Мейербер. Очерк жизни и творчества, [Л.], 1936; Соллертинский И. И., Джакомо Мейербер, [Л. ], 1936, 2 изд., М., 1962; D a u r i а с L., Meyerbeer, 2 ed., P., 1921, 3 ed., P., 1930; A b e r t H., G. Meyerbeer, в его кн.: Gesammelte Schriften und Vortrage, Halle, 1929.