МАСКА
										МАСКА (от позднелат. mascus, masca - личина) - специальная накладка с каким-либо  изображением  (лицо,  звериная  морда,  голова  мифологич. существа и пр.), надеваемая чаще всего  на  лицо.  М.  изготовляются  из бумаги, папье-маше и др. материалов. Применение М. началось  в  глубокой древности в обрядах (связано с трудовыми процессами, культом  животного, погребения и др.). Позднее М. вошли в употребление в  т-ре  как  элемент актерского грима. В сочетании с театр.  костюмом  М.  помогает  созданию сценич. образа. В античном т-ре М. соединялась с  париком  и  надевалась через голову, образуя подобие шлема с отверстиями для глаз  и  рта.  Для усиления  голоса  актера  М.-шлем  снабжалась  изнутри   металлич. резонаторами. В римском т-ре М. появилась в* конце 1  в.  до  и.  э.  Ею пользовались гл. обр. в представлениях ателланы. В Др. Руси н  ср.-век.  Европе  М.  использовались  в  представлениях бродячих скоморохов, гистрионов. В  конце  12-13  вв.,  когда  литургич. драма  стала  исполняться  на  паперти,  М.  употреблялись  в  буффонных интермедиях (diableries  -  сцены  дьяволят),  исполнявшихся  городскими гистрионами; позднее - в мистериях.  В  итал.  импровизационной  комедии делъ арте  большинство  комнч.  персонажей  носили  М.  из  картона  или материи, покрытые клеем (маска Панталоне - землистого цвета,  с  длинным горбатым носом, Доктора - черная, обычно покрывающая только лоб и нос, и др.); лирич. персонажи ("влюбленные") носили черную полумаску,  принятую на маскараде. В 17 в. в  странах  Зап.  Европы  М.  начали  выходить  из употребления. Широкое распространение М. получила  в  традиционном  т-ре народов Азии, где нар. т-р в своем развитии  тесно  связан  с  культовой драмой. В Индии народные представления раслила и рамлила; на  Цейлоне  - представления  колам,  в  Индонезии  -  многочисл.  разновидности  т-ра то-пенг\ в Корее - народный т-р нори; в Японии - т-р Но и  др.  В  наст. время в т-рах народов Азии М. часто заменяется маскообразным  гримом  (в Индии - в представлениях катхакали, в Китае - в Пекинской муз. драме,  в Японии  -  Кабуки).  М.  бывают  также  парные,  когда  два  исполнителя изображают одно животное (кит., япон.  и  вьетнамские  "львы",  индонез. баронг, "лошадь" в япон. т-ре Кабуки),  и  коллективные,  когда  под  М. скрывается  несколько  исполнителей.  Существуют  М.-костюмы,  где  М. неотделима от костюма, и М., к-рые  держат  в  руках  (в  индонез.  т-ре ваянг-барангон) или надевают на пальцы (пальцевые М. у эскимосов). Лит.: Авдеев А. Д., Маска, в Сборнике Музея антропологии и этнографии АН СССР, тт. 17 и 19, М.-Л., 1957-60; его же. Происхождение театра,  Л., 1959;  Gregor  J.,  Die  Masken  der  Erde,  Munch.,  1936;  Lengyel  J. (Schneider), Die Welt der Maske, Munch., 1934; R i le y  О.,  Masks  and magic, N. Y., [1955]; U t z i n  g  e  r  R.,  Masken,  в  серии  "Orbis Pictus", Bd 13, В., [s. d.]; M у I i u s Norbert, Antlitz und  Geheimnis der  uberseeischen  Maske,  W.,  1961;  Nicoli  A.,  Masks,  mimes  and miracles..., L.-N. Y., 1931. Ape. A.