МАРСБ
										МАРСб (Marceau), Марсель (p. 22. III. 1923) - французский мим. Род. в Страсбуре. Учился в Лиможе иск-ву росписи по эмали.  После  освобождения Франции от фашистской оккупации (1944) стал учеником  Ш.  Дюллена  и  Э. Декру, возрождавших иск-во пантомимы. Затем был приглашен в труппу Ж. Л. Барро (Арлекин в пантомиме "Батист, или Источник молодости"). В 1947  М. организовал небольшую труппу; из актеров-мимов, к-рая выступала в  разл. театр. зданиях Парижа (в 1957 обосновалась в помещении т-ра "Амбигю"). В начале своего творч. пути М. создал лприч. образ  смешного  и  грустного Бипа, к-рый стал центр, фигурой многочисл. коротких мимич. сценок:  "Бип и бабочка", "Бип - продавец шаров", "Бип-укротитель" и  др.  Поэтич.  по замыслу, образ проникнут глубокой человечностью,  доверчивой  любовью  к жизни, людям. За исполнение пантомимы "Смерть  перед  зарей"  М.  и  его труппа были награждены пр. Дебюро (1948). Затем М.  пост.  мимо-драмы  - "Ярмарка", "Игрок на флейте", "Мориана  и  Гальдан"  и  др.  В  1952  он осуществляет одну из  своих  лучших  работ  -  пантомимич.  инсценировку "Шинели" Гоголя. В созданном им образе Башмачкина выражена тема крушения мечты при  столкновении  с  действительностью.  Философским  содержанием насыщены миниатюры "Отрочество, Зрелость, Старость,  Смерть",  "Давид  и Голиаф", "В мастерской масок". В 1959 М. пост. пантомиму "Париж смеется, Париж плачет", героем к-рой также является Бип. Иск-во  М.,  исполненное драм. силы, проникнутое гуманизмом, овеянное поэзией, порождает  широкие ассоциации, привлекает емкостью обобщений. Соч.: Мимодрама - дыхание поэзии, "Театр", I960* ј 3. Лит.: Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, М., 1960;  Юткевич  С., Глазами кинематографиста, "Искусство кино", 1960, .ј 5.