МАНДЗОНИ
										МАНДЗОНИ, М а н ц о н и (Manzoni), Алессан-дро (7. III.  1785-22.  V. 1873) - итальянский писатель, поэт, драматург. Крупнейший  представитель итал. романтизма. По своим политич. взглядам  примыкал  к  прогрессивным кругам буржуазии, был идейно близок "Молодой Италии", выражал сочувствие Дж. Гарибальди, горячо выступал против феод.  порядков  и  клерикализма, несмотря на свою приверженность к католицизму. В 1816 M. начал работать над трагедией "Граф Карманьола" (изд.  1820, пост. 1828, Флоренция). Написанная на историч.  материале,  она  звучала современно,  т.  к.  была  направлена  против  междоусобной  войны  в раздробленной   стране,   ослабляющей   противодействие   чужеземным завоевателям. В этой пьесе М. первым из итал. драматургов  отказался  от соблюдения единства времени, места.  Вторая  трагедия  "Адельгиз"  (соч. 1820,  изд.  1822)  также  написана  на  историч.  материале  (падение королевства лангобардов) и актуальна по содержанию. В ней звучал протест против чужеземных завоевателей. В  образе  Карла  Великого  современники узнавали черты Наполеона. Но в  "Адельгизе"  получили  отражение  религ. тенденции и пессимистич. настроения, вызванные разгулом  феод.  реакции. "Адельгиз"  впервые  пост.  в  1843  в  Турине  (т-р  "Реале  Сарда"). Впоследствии отрывки из трагедии исполняли Г.  Модена,  А.  Морелли,  А. Арривабене и др. В конце 19 в. А. Майо-рани и  Ф.  Садовская  пост.  эту трагедию в Неаполе. В 1940 она была показана во время Флорентийского мая (реж. Р. Симони). В 1959-60 спектаклем " Адельгиз" открылся "Итальянский нар. т-р" в Риме, основанный В. Гасманом. Третья трагедия М. "Спартак" (начата в 1822) осталась  незаконченной. В своих высказываниях по вопросам драматургии (в  предисловии  к  "Графу Карманьоле", в "Письме к М. Шове о единстве времени и места" и  др.)  М. выступал против единства времени и  места,  утверждая,  что  они  мешают точному  воспроизведению  действительности,  историч.  правде.   М. протестовал и против стремления  романтиков  к  причудливой  фантастике, против сочетания трагич. и комич.  в  драматургии  Шекспира.  Убежденный сторонник  тенденциозного  иск-ва,  призванного,  по  его  словам, совершенствовать  общество,  М.  отстаи-вал  правомерность  включения  в трагедию хора, излагающего мысли автора. Несмотря на то, что трагедии М. не  стали  репертуарными  (сам  автор предназначал их в осн. для чтения), они, так  же  как  и  его  теоретич. высказывания, имели большое значение  для  развития  итал.  драматургии, определив ее отход от принципов классицизма. Соч.: Tragedie e poesie, Mil., 1873; то же, Mil., 1957. Лит.: Р e и з о в Б. Г., Исторический смысл трагедии А. Мандзони "Граф Карманьола",  в кн.: Романо-герман-ская филология, [Л.], 1957, с. 221-35. И. С.