ЛЮМИНЕСЦЕНТНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
										ЛЮМИНЕСЦЕНТНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ  -  художественно-изобразительное оформление спектакля (циркового или эстрадного представления,  массового зрелища и др.). Основано на использовании холодного свечения материи, т. е. с помощью веществ, свечение к-рых возникает  не  от  тепловых,  а  от других световозбудительных источников. Эти  вещества  наз.  люминофорами (от лат. lumen -  свет,  и  греч.  уорзс  -  несущий),  или  светящимися красками; применяются со спец. источниками ультрафиолетовых  лучей  (под их воздействием светятся). Холодное свечение, образующееся  от  лучистой энергии, именуется фотолюминесценцией. По длительности процесса свечения различают флуоресценцию - свечение, прекращающееся вместе с  выключением световозбудительного источника, и фосфоресценцию - свечение, длящееся  в течение более или менее  продолжительного  времени  и  после  выключения источника. Первые попытки применения светящихся составов па сов. сцене относятся к концу 20-х гг. (номер знаменитого наездника-дрессировщика  В.  Труцци, выезжавшего на манеж в светящемся костюме, на светящейся лошади, и др.). Подобные опыты были предприняты также в конце 30-х  гг.  Ленингр.  ТЮЗом ("Иванушка и Василиса Прекрасная" Владычиной и Нечаевой, 1939,  худ.  Н. Иванова),  Ленингр.  Малым  оперным  т-ром  ("Балда"  Чулаки,  худ.  А. Коло-мейцев) и др. Особенно удачно применена Л. т. ж. в  пост.  1940-46: "Валенсианская вдова" Лопе де Вега (Ленингр. т-р Комедии, 1940, худ.  Н. П. Акимов), "Сон в летнюю ночь" (ЦТКА, 1940, худ. Н. А.  Шифрин)  и  др. Однако во всех этих спектаклях светящиеся краски использовались гл. обр. как технич. трюк в условиях затемненной сцены. В 1944 Комитетом по делам иск-в при Совнаркоме СССР была организована экспериментально-исследовательская    лаборатория     люминесцентной декоративной  живописи  под  руководством  худ.  Е.  М.  Ман-делъберга. Лабораторией  (в  1948  была  реорганизована  в  Гос.  производственную мастерскую; существовала до  1952)  была  проведена  большая  работа  по усовершенствованию Л. т. ж., лаборатории удалось получить  светосоставы, действующие не только в темноте, но и при полном свете. Решающее значение для Л. т. ж. имеет метод  ее  показа.  Плодотворным оказался  разработанный  и  усовершенствованный  лабораторией  т.  н. люминесцентный  трансформационный  метод.  Он  основывается  на  учете специфич. свойств люминофоров в сочетании с  наполнителями  и  позволяет писать на одних и тех же  декорациях  разные  изображения.  Лабораторией разработана  также  технология  люминесцентно-театр.  живописи  (особая аппаратура, связующие и пр.). С помощью метода люминесцентной живописной трансформации  представляется  возможным  по  ходу  действия  мгновенно переносить зрителя из одной обстановки в любую другую. Обычные краски  в сочетании со  светящимися  были  применены  в  декорациях  к  спектаклям (оформленным  под  руководством  или  при  авторском  участии  худ. Мандельберга): "Спящая  красавица"  (Горьковский  т-р  оперы  и  балета, 1953), "Руслан и Людмила"  (Куйбышевский  т-р  оперы  и  балета,  1954), "Лейли и Меджнун" (Т-р оперы и балета им. Навои, Ташкент, 1948) и др. Лит.:  Вавилов  С.  И.,  Уроки  прошлого  и  перспективы  учения  о люминесценции, "Природа", 1948, ј 12-Ю о н К., Вводная статья к каталогу выставки люминесцентной (светящейся) декоративной живописи, М., 1957;  M a н-дельберг Е. М., Люминесценция в изобразительном искусстве, "Наука  и жизнь", 1949, .ј 3; "Известия АН СССР Сер. физическая", 1949, т.  13,  ј 2; 1951, т. 15, .ј 6; 1957" т. 21, ј5 (Материалы II, III,  V  совещ.  по люминесценции)'