ЛЮЛЛИ
										ЛЮЛЛИ (Luili, Luily), Жан Батист (Д ж о в а н-ни Баттиста)  (28.  XI. 1632, Флоренция, - 22.  III.  1687,  Париж)  -  французский  композитор" скрипач,  театральный   деятель.   По   национальности   итальянец. Основоположник франц. классич, оперы. Род. в семье мельника.  В  детстве выступал в интермедиях балаганного т-ра. В ,возрасте 14 лет Л. был  взят в качестве слуги в Париж ко двору одной из  принцесс.  Обратил  на  себя внимание игрой на скрипке и сочинением арий и танцев. С 1652  участвовал в спектаклях при дворе Людовика XIV как танцор, затем играл в придворном оркестре.  Прославился  как  музыкант;  сольную  скрипичную  игру  Л. современники признавали образцовой. С 1653 Л.  -  придворный  композитор (позднее получил дворянское звание). С середины 1660-х гг. сотрудничал с Мольером (музыка  к  комедиям-балетам  "Брак поневоле", 1664, "Мещанин во  дворянстве",  1670,  и  др.).  В  1672  Л. получил монополию на право пост. спектаклей  франц.  оперы  и  возглавил оперный  т-р  Парижа  -  "Королевскую  академию  музыки"  (см.  Академия музыки), где  развернул  энергичную  и  плодотворную  деятельность  (как композитор,  дирижер,  режиссер,  балетмейстер  и  педагог),  воспитал образцовый исполнительский коллектив. Л. создал  новый  оперный  жанр  - лирическую  трагедию,  монументальный  спектакль  на  антично-мифологич. сюжет. Большое место в лирич. трагедии занимали  хоры,  танцы,  шествия, зрелищно-декоративные  и  постановочные  эффекты.  Драматически-выразит. речитатив,  сопровождаемый  оркестром,  был  близок  к  приподнятой декламации, утверждавшейся Ж. Расином. Либретто  к  операм  Л.  под  его непосредств.  руководством  писал  поэт-драматург  Ф.  Кино.  Опере предшествовал аллегорич. пролог, прославлявший воен. события  и  короля. Героич.  по  характеру,  произв.  Л.  утверждали  идею  укрепления  нац. государственности  в  условиях  абсолютизма.  Величественный,  строго рацио-налистич. оперный стиль  Л.  возник  на  той  же  идей-но-эстетич. почве, что и классицизм в совр. ему драматич. т-ре (П. Корпель, Ж. Расин и др. ). Вместе с тем в ариях песенного типа, танцах и  инструментальных номерах опер Л. ярко выступала нар.-бытовая основа, характерная для  его музыки к комедиям Мольера. Свежая и изящная  танц.  музыка  Л.,  оказала большое  влияние  на  развитие  балета  и  инструментальной  музыки.  Л. принадлежат ок. 20 лирич. трагедий, в т. ч. "Альцеста"  (1674),  "Тезей" (1675), "Атис" (1676), "Изида"  (1677),  "Прозерпина"  (1680),  "Персей" (1682), "Амадис" (1684), "Армида" (1686),  оперы-балеты  "Триумф  любви" (1681), "Храм мира" (1685) и др., дивертисменты, пасторали, арии и др. Лит.: Асафьев Б. В., Люлли и его дело, в сб.: De musica, вып. 2, Л., 1926; Роллан Р., Заметки о Люлли, в  его  кн.: Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938; Pougin A., J. В. Luily, P., 1883; La L а и г е п с i e L. de,  Luily,  P.,  1911;  его  же,  Les createurs de l'opera francais, 2ed., P.,  1930;  Prunieres  H.,  La  vie illustre et libertine de J.-B. Luily, P., 1929; В о г г е  1  Е."  J.-B. Luily..., Р., 1949; Lifar S.,  La  musique  par  la  dance  de  Luily  a Prokofiev, P., 1955.