ЛУНАЧАРСКИЙ
										ЛУНАЧАРСКИЙ, Анатолий Васильевич [23 .XI (5. XII). 1875,  Полтава,26. XII. 1933, Ментона,  Франция]  -  русский  советский  государственный  и общественный деятель, драматург, литературный и театральный критик.  Чл. Коммунистич. партии с 1897. Академик (1930).  Род.  в  семье  чиновника. Окончил два курса естественно-философского ф-та в Цюрихе. С  юности  был связан с марксистскими кружками, 17 лет вступил в  с.-д.  организацию  и вскоре стал профессиональным революционером. Активный участник революции 1905-07. Лит.-критич. деятельность Л. началась в 1900-х гг. Он  сотрудничал  в ряде периодич. изданий, выступал по вопросам лит-ры, т-ра.  Находясь  за границей (был в  эмиграции  в  1906-17),  систематически  знакомил  рус. читателя с зарубежным иск-вом ("Парижские письма"  в  журнале  "Театр  и Искусство").  Вопросами  эстетики  Л.  занимался  с  начала  своей  лит. деятельности ("Основы позитивной эстетики",  1904).  Критикуя  упадочную культуру  Запада,  Л.  последовательно  защищал  реализм,  идейность, демократич.  тенденции  рус.  иск-ва  от  модных  веяний  модернизма  и декаданса" Однако в  те  годы  его  взгляды  еще  не  были  свободны  от субъективного идеализма, биологизма, а  определение  прекрасного  носило надклассовый характер. Идеологии, ошибки Л., особенно резко проявившиеся в годы реакции (богостроительство), были раскритикованы В. И. Лениным  в книге "Материализм и эмпириокритицизм". После революции Л. целиком посвятил себя культурному строительству  в СССР, активно проводил ленинскую политику в области иск-ва, участвовал в создании ряда партийных документов ("Декрет об объединении  театрального дела в России", подписанный Лениным и Л. 26 авг. 1919,  и  др.).  Первый нарком просвещения РСФСР (1917-29), Л. осуществлял гос. руководство сов. т-ром, разрабатывал и утверждал его  идейно-политич.  и  организационные принципы; привлекал лучших  представителей  художеств.  интеллигенции  к строительству нового т-ра. В своих статьях и  выступлениях  Л.  требовал охраны  культурных  ценностей  прошлого  от  нигилистич.  посягательств, призывал бережно относиться к академич.  т-рам,  к  художникам  старшего поколения. В обстановке ожесточенных споров о возможности  использования реализма  для  нужд  революц.  иск-ва  Л.  выдвинул  лозунг  "Назад  к Островскому!" (1923), резко протестуя против сценич. искажения классики; неустанно   пропагандировал   творчество   выдающихся   актеров   и режиссеров-реалистов (статьи о Мочалове, Федотовой, Южине, "Для чего  мы сохраняем Большой театр?", "Очерк истории  Художественного  театра",  "К столетию Малого театра", "Станиславский, театр и революция" и др.). Не менее активно способствовал Л. росту новых явлений  в  иск-ве,  он поддерживал  художественные  коллективы,  сложившиеся  после  революции, поощрял  искания,  внимательно  следил  за  жизнью  молодых  театров, пропагандировал сов. драматургию (статьи о  т-рах  -  Большом  драматич. т-ре в Ленинграде, о Т-ре  им.  Вахтангова,  о  т-ре  Революции,  Траме, детском т-ре, цирках, статья  "Достижения  театра  к  девятой  годовщине Октября", и о спектаклях - "Барсуки". 1 "Бронепоезд 14-69"  во  МХАТе  и др.). j Л. вел неустанную борьбу с формализмом, лженова- ; торством. Критикуя формалистич. и идеалистич. за- блуждения таких  художников,  как  В.  Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Л. выделял  в  их  творчестве  жизнеспособное, реалистич. начало. Но, проявляя терпимость, чуткость, педагогич. такт  в оценке сложных явлений иск-ва, Л. порой  допускал  излишний  либерализм. Так, не встретили у него  должного  отпора  выступления  футуристов,  он соглашался с требованием автономии для Пролеткульта. Эти ошибки Л.  были осуждены В. И. Лениным. Один из самых эрудированных людей своего времени в области лит-ры и иск-ва, Л.  был  прекрасным  оратором,  блистательным полемистом, обладал острым критич. темпераментом. Драматургия Л. близка традициям "укрупненного реализма" Малого  т-ра, ей  свойственна  романтич.  приподнятость,  масштабность,  обобщенность формы: "Королевский брадобрей" (1906), "Фауст и Город"  (1918),  "Оливер Кромвель" (1920), "Фома Кампанелла", "Освобожденный  Дон-Кихот"  (1921). Обращаясь к легендарным фигурам  прошлого,  переосмысляя  их  с  позиций современности,  в  свете  задач  освободительной  борьбы  народов,  Л. стремился создать т-р сильных героев, пламенных страстей. Л. принадлежат также  драмы  "Бархат  и  лохмотья",  "Медвежья  свадьба",  "Канцлер  и слесарь", "Яд". Пьесы Л.  ставились  на  сцене  Малого  т-ра  -  "Оливер Кромвель" (1921), "Медвежья свадьба" (1924), "Бархат и лохмотья" (1927); т-ра б. Корш - "Канцлер и слесарь" (1921), "Яд"  (1925);  Ленингр.  т-ра драмы - "Фауст и Город" (1920), "Канцлер и слесарь" (1923), "Бархат и  лохмотья"  (1927)  и  мн.  др. Пьесы Л. ставятся и в наст. время,  они  были  пост.  и  за  рубежом  (в Германии, Японии и др.). Имя А.  В.  Луначарского  присвоено  ряду  сов. т-ров, а также Гос. ин-ту театр. иск-ва в Москве (ГИТИС). Соч.: Драматические соч., т.-1-2, М., [1923]; Искусство и  революция. Сб. ст., [М.], 1924; О театре и драматургии. Избр. статьи, т.  1-2,  М., 1958 (вступит, ст. А.  Дейча,  имеется  библиография);  О  Вахтангове  и вахтанговцах, М-, 1959; Пьесы, М., 1963; Собр. соч. в 8 тт., т.  1,  М., 1962. Лит.: E л к и н А., А. В. Луначарский, М., 1961; Самойлова Н., А. В. Луначарский - борец за советское  искусство,  М., 1961. J5.1.