ЛЕССИНГ
										ЛЕССИНГ (Lessing), Готхольд Эфраим (22.1. 1729, Каменц.Саксония, -16. II.  1781,  Брауншвейг)-  немецкий  писатель,  публицист,  литературный критик, драматург. В 1746 поступил в Лейпцигский  ун-т  на  богословский ф-т. Увлекшись медициной, перешел в Виттенбергский ун-т и в 1751 получил степень магистра. Уже в юношеские годы  Л.  проявил  интерес  к  т-ру  и лит-ре. В 1747 в Лейпциге он часто посещал т-р  К.  Нейбер,  для  к-рого написал  комедии:  "Дамон",  "Женоненавистник"  (1747),  "Старая  дева" (1748), "Молодой ученый" (пост. 1748). В 1748  переехал  в  Берлин,  где написал комедии: "Евреи" и "Вольнодумец" (1749), "Клад" (1750). В  своих юношеских комедиях Л.  следовал  античным  образцам  и  франц.  "слезной комедии". В эти же годы Л. проявил себя как блестящий театр. критик,  он издавал театр. журналы:  "Материалы  по  истории  и  восприятию  театра" (1749-50), "Театральная библиотека"  (1754-58),  выпускал  приложение  к "Берлинской газете" - "Последние новости из  страны  остроумия"  (1751), где высмеивал классициста  И.  Готшеда.  Л.  призывал  к  созданию  т-ра народного по духу и языку, доступного широким слоям нем. общества. Такой т-р, по мнению Л., должен был способствовать нац. объединению  Германии. Для  просветителя  Л.  театр  был  призван  содействовать  моральному  и эстетич. совершенствованию народа. В  пьесах,  памфлетах  и  статьях  Л. протестовал  против  косных,  жестоких  обществ,  порядков  феодальной Германии.  Он  критиковал  общественно-политич.  строй  нем.  карликовых государств, их нравственные  эстетич.  нормы  и  резко  выступал  против франц. классицизма, возвеличивающего монархич. власть. В 1754  появилась работа Л. "Рассуждения о слезной или трогательной комедии", в  к-рой  он критикует нем. верноподданнич. сентиментальную драму и пошлую комедию. Л. первым из  нем.  просветителей  вывел  на  сцену  нового  героя  - бюргера. В 1755 он  создал  первую  нем.  социальную  драму  "Мисс  Сара Сампсон", повествующую о трагнч. судьбе  девушки  из  бюргерской  семьи, обольщенной и покинутой дворянином. "Мисс Сара Сампсон" пост. с  большим успехом в 1767 в Гамбургском нац. т-ре, затем в Вене, Лондоне, Париже. В 1766 Л. завершил большой труд - книгу  "Лао-коон,  или  О  границах живописи и поэзии", в к-рой дал материалистич. обоснование иск-в. В 1767 написал комедию "Минна фон  Барнхельм,  или  Солдатское  счастье"-первую нем.  бытовую  комедию.  Общественный  фон  пьесы  составляли  события Семилетней  войны,  герой  ее  -  прусский   офицер,   испытавший несправедливость и жестокость деспотич. режима Фридриха II.  Комедия  Л. глубоко народна, народны ее герои, полнокровен и  звучен  язык,  искрист юмор. Комедия пост. в 1767 в Гамбургском нац. т-ре, в 1904 в Новом  т-ре Рейнхардта и др. В 1761 Л.  был  приглашен  в  Гамбургский  национальный театр в качестве постоянного драматурга и критика. 22 апр. 1767  в  день открытия Гамбургского т-ра появился первый выпуск основанного Л.  театр. журн. "Гамбургская драматургия" (сначала  выходил  регулярно  2  раза  в неделю, затем эпизодически, последний выпуск появился весной  1769).  На страницах журнала Л. приветствовал создание Гамбургского нац.  т-ра  как свидетельство пробуждения нац.  самосознания  немцев  (основной  задачей т-ра была пропаганда отечеств. драматургии).  "Гамбургская  драматургия" содержала 104 статьи по драматургии, актерскому иск-ву и общим  эстетич. проблемам и явилась театр. манифестом  нем.  просвещения.  На  страницах журнала Л. выступает против франц. классицизма,  к-рый,  по  мнению  Л., противоречит правде, и противопоставляет ему  просветительский  реализм. Л. пропагандировал совр. ему франц. просветительскую  драму  и  "слезную комедию" 'Д.Дидро, Нивеля де Лашоссе и др., приветствовал  появление  на сцене Гамбургского нац. т-ра совр. нем. драмы (пьес Вейле, Э. Шлегеля  и др.). Высоко ценил драматургию Мольера, Гольдони. Образцами  драматургии являются для Л. античные поэты и Шекспир. Много страниц в "Гамбургской драматургии" отводит Л. актерской  игре. Осн.  принципом  актерского  иск-ва,  по  его  мнению,  является  верное отражение природы, актер должен быть на сцене  естественным,  правдивым. Л. высоко  пенил  живое,  яркое  иск-во  К.  Экго-фа,  И.  Бека,  К.  Э. Аккермана. Он призывал актеров "очеловечить" героику, говорить на  сцене естественно,  боролся  против  напевности  речи  и  условной  пластики, узаконенных в нем. т-ре классицистом Готшедом и К. Нейбер, расчищал путь сце-нич. реализму Ф.  Шредера.  Как  и  Дидро,  Л.  требовал  от  актера воодушевления "нравственными сентенциями" автора, "сдержанности даже при изображении  самых  сильных  страстей",  но  реалист  победил  в  Л. рационалиста и он пришел к выводу, что актер должен вживаться  в  каждую роль, перевоплощаться в каждый образ. Много внимания уделял Л.  вопросам актерской этики, он говорил о достоинстве актера,  его  высокой  миссии. "Гамбургская драматургия" оказала огромное  влияние  на  мировую  театр. эстетику, на развитие сценич. реализма. С горечью и возмущением наблюдал Л.,  как  засорялся  репертуар  Гамбургского  нац.  т-ра  ничтожными, развлекательными пьесами. В ноябре 1768 т-р, не понятый  и  не  принятый бюргерской публикой, предпочитавшей балет и франц. фарс, был  закрыт.  В 1770 Л. покинул  Гамбург,  поселился  в  Вольфенбюттеле,  где  служил  у герцога Браун-швейгского, заведуя придворной библиотекой. В 1772 Л. окончил трагедию  "Эмилия  Галотти".  Эта  просветительская бюргерская трагедия носила тираноборческий характер. Л. "клеймит  убийц, украшенных венцом".  Насыщенная  высокой  гражданственностью,  драма  Л. вызвала к жизни политически тенденциозную трагедию Шиллера "Коварство  и любовь". Впервые "Эмилия Галотти" была пост. в Вольфенбюттеле  13  марта 1772, затем в  этом  же  году  в  Веймаре  с  Экгофом  в  роли  Одоардо, впоследствии в Берлине в 1835 (К. Зейдельман играл  Маринелли),  в  1913 была пост. в Нем. т-ре Рейнхардта и др. 30 янв. 1870  в  роли  Эмилии  с огромным успехом дебютировала в моек. Малом т-ре M. H. Ермолова. Последняя пьеса Л. - драматическая поэма "Натан Мудрый"  (1779).  Эта философско-религиозная  драма  проповедовала  веротерпимость,  гуманизм, противопоставляла подлинную нравственность ханжеской  церковной  морали, осуждала  христианский  догматизм.  "Натан  Мудрый"  пост.  в  1801  в Магдебурге, в том же году в Веймаре, в 1811 в Мангейме (Натан- Иффланд). Драма вошла в репертуар т-ров  мн.  стран.  Ставилась  в  Берлине  -1842 (Натан-К. Зейдельман), 1896 (Натан - А. Зонненталь), в Камерном т-ре  М. Рейнхардта - 1911. Л. высоко поднял  значение  нем.  т-ра,  создал  нац. драматургию,  заложил  основы  реалистич/  театр.   эстетики.   Но просветительский реализм  Л.  несколько  ограничен.  Он  пытался  решать политич. проблемы лишь в сфере морали.  Нравственное  усовершенствование общества должно было, по мнению Л., привести к  искоренению  социального зла. Теоретически опровергая принципы классицизма,  Л.  в  своих  драмах испытывал его воздействие, он придерживался единства  места  и  времени, речь действующих лиц  порой  рассудочна,  риторична.  Однако  социальный пафос драм Л. и правда жизни, к-рой они насыщены,  оттесняют  на  второй план элементы классицизма. Л. проложил путь драматургии Шиллера и  Гете. Он совершил переворот в иск-ве и обществ. сознании Германии 2-й пол.  18 в. Соч.: Lessings Werke, Bd l-5, Lpz-,  1874;  Werke,  Bd  l-5,  Weimar, 1959; Hambursische Dramaturgie, Lpz., 1856; то  же.  В.,  1952;  в  рус. пер.-Собр. соч., пер. русских писателей, под ред.  П.  H.  Полевого,  т. 1-10, 2 изд., СПБ-М., 1904; Гамбургская драматургия, М.-Л.,  1936;  Драмы,  М.-Л.,  1937;  Эмилия Галотти, М., 1953; Избр. произв., М., 1953. Лит.: Фишер К., Лессинг, как преобразователь немецкой литературы, М., 1882; Меринг Фр., Легенда о Лес-синге. Лит.-критические статьи, [т. 1 ], М.-Л., 1934; Гриб В., Теория реализма у Лессинга, в сб.:  Реализм  XVIII века на Западе, М., 1936; его же, Избр. работы, [т.1  ],  М.,  1956,  с. 17-152; А л ь т м а н П., Лессинг и драма, М.-Л., 1939; Чернышевский Н.Г., Лессинг, его  время,  его  жизнь  и  деятельность, Полное собр. соч., т. IV, М., 1948; Jacobs M., Deutsche Schauspielkunst, В., 1954. Г. Гур.