ЛЕСАЖ
										ЛЕСАЖ (Lesage), Ален Рене (1668-17. XI. 1747)- французский  писатель, драматург. Автор знаменитых романов "Хромой бес", "Похождения Жиль-Бласа из  Сантильяны".  Один  из  крупнейших  представителей  демократич. оппозиционной  лит-ры,  возникшей  на  заре  просветит,  движения. Драма-тургич. деятельность начал  переработкой  пьес  Рохаса  Сор-рильи, Лопе де Вега, Кальде-рона. Первый большой успех Л. определила одноактная прозаич.  комедия  "Криспен-  соперник  своего  господина"  (1707, "КомедиФрансез"). Использовав традиционный образ театр. слуги  Криспена, Л. изменил старую сюжетную схему; в его комедии  слуга  ворует  и  лжет, чтобы самому "выйти в люди", приспособиться к хищнич. законам  общества. В следующей комедии "Т юрка ре" (1709,  "Комеди  Франсез")  -  одном  из выдающихся произв. нац. сатирич. драматургии - выражены настроения  нар. протеста,  показаны  паразитизм  знати  и  грабительство  буржуазии. Испуганный сатирич. силой пьесы, т-р "Комеди Франсез" не решался ставить ее (пьеса попала на сцену  почти  случайно).  Возмущенный  Л.  отказался сотрудничать  с  этим  привилегированным  т-ром  и  перешел  в  1712  в ярмарочный т-р, для к-рого написал св. 100 комедий-водевилей,  в  т.  ч. "Арлекин-король  Серендиа"  (1713),  "Арлекин-Магомет"  (1714),  "Храм судьбы"  (1715),  "Арлекин-король  людоедов,  или  Семимильные  сапоги" (1720),  "Ящик  Пандоры",  "Черная  голова"  (обе  в  1721)  и  др. Социально-сатирич.  мотивы  этих  пьес  раскрывались  на  сказочном, фантастич. материале. В них широко применялись музыка, пение, танец, что способствовало формированию жанра комич. оперы;  Л.  тщательно  подбирал мелодии к куплетам своих комедий, стихи в них были органически связаны с музыкой (по настоянию Л. в ярмарочном т-ре начали работать композиторы). Деятельность  Л.  помогла  ярмарочному  т-ру  устоять  в  борьбе  против преследований. Продолжатель традиций Мольера, Л. в то же время стремился преодолеть абстрактность классицистских образов, воплощающих  какую-либо одну  страсть.  Предвестник  реалистич.  иск-ва  просветителей,  Л. прокладывал путь прогрессивному направлению в драматургии. Совм. с драматургами Фюзелье  и  дОрневалем  Л.  издал  сборник  пьес "Ярмарочный театр" (1737). Соч.: Тюркаре, М., 1955; Криспен -  соперник  своего  господина,  М., 1957; Le theatre  espagnol.  P.,  1700;  Le  theatre  de  la  foire,  ou l'Opera-Comique, v. 1-10, P., 1721-37; Oeuvres completes, v. 1-12, P., 1821. Лат.: F a gue t E., Dix-huitieme siecle, P., [s. d.]; Barberet  V.,  Lesage  et  le  Theatre  de  la  Foire,  Nancy,  1887; Brunetiere F., Les epoques du theatre francais, P., 1892; L i n t ? 1  h a с E., Lesage, P., 1893; История  французской  литературы,  т.  l,  M., 1956; Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2,  M.-  Л., 1939; Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. Л.- М., 1948. Е. Ф.