ЛЕРМОНТОВ
										ЛЕРМОНТОВ, Михаил Юрьевич [3(15). X. 1814, Москва,-15(27). VI 1.1841, Пятигорск; похоронен  в  имении  Тарханы  Пензенской  губ.,  ныне  -  с. Лермонтове] - русский поэт. В 1828 поступил  в  4-й  класс  Благородного пансиона (при Моск. ун-те). В том же году начал писать стихи,  поэмы.  В 1830-32 учился сначала на нравственно-политич.,  а  затем  на  словесном отделении Моск. ун-та. После столкновения с реакц.  профессурой  оставил ун-т и поступил в юнкерскую школу (окончил в 1834). В 1837 за  ре-волюц. стихотворение на смерть  Пушкина  был  выслан  в  действующую  армию  на Кавказ. В 1841 убит на дуэли, организованной реакц. аристократией. Л.- один из крупнейших представителей революционно-романтич.  поэзии. Его творчество, развивающееся в годы николаевской реакции, последовавшей за разгромом  восстания  декабристов,  было  проникнуто  свободолюбивым, мятежным  духом.  Оно  оказало  огромное  влияние  на  развитие  рус. общественной  и  эстетич.  мысли,  было   высоко   оценено   рус. революционно-демократич. критикой. Художеств. достижения Л. в  раскрытии внутр. мира человека были усвоены рус. реалистич. лит-рой. Увлекаясь  т-ром,  Л.,  подобно  Герцену,  Огареву,  Белинскому, взволнованно воспринимал драматургию Шиллера  и  Шекспира;  нек-рые  его суждения  о  драматургии  и  т-ре  совпадают  со  взглядами  Белинского (восприятие образа Гамлета как человека сильной воли; любимым актером Л. был П. С.  Мо-чалов).  Однако  условия  жизни  поэта  не  способствовали развитию его связей  с  т-ром:  оторванность  от  т-ра  в  годы  ссылки, цензурные гонения, не  позволившие  Л.  увидеть  на  сцене  свое  лучшее создание для т-ра - "Маскарад", объясняют его  отход  от  драматургии  и обращение к др. жанрам. Его первое драм. произв.  -  трагедия  "Испанцы" (1830, изд. 1857) - направлена против  социального  неравенства  и  нац. предрассудков. Обличая тщеславие и продажность исп. вельмож, жадность  и жестокость церковников, неправду суда, Л. иносказательно рисует  в  этой трагедии пороки своей страны. Миру лжи и злобы  противопоставлен  чистый духом юноша Фернандо, осужденный и отправленный на казнь  несправедливой властью. При создании трагедии юный поэт отбросил классицистские правила ("три единства", традиционное распределение  ролей).  Страсти  бушуют  в сердцах персонажей, сцены полны потрясающих эффектов -  убийств,  пыток, безумия, неожиданных открытий сокровенных тайн и т. п. Язык  действующих лиц пронизан метафорич. выражениями,  резкими  антитезами,  настойчивыми анафорами, подымающими интонацию стиха. В  двух  следующих  пьесах,  написанных  прозой,-  "Menschen  und Leidenschaften" ("Люди и страсти", 1830, изд. 1880) и "Странный человек" (1831, изд.1860)-  Л.  обращается  к  рус.  действительности.  Продолжая традиции прогрессивной драматургии 18 в.,  он  выступает  в  них  против ужасов крепостного права. Пьесы имеют  и  автобиографич.  значение,  они раскрывают отношение  поэта  к  событиям  собственной  жизни.  Как  и  в "Испанцах", Л. противопоставляет развращенному обществу образ  романтич. героя,  возмущенного  жестокостью,  наделенного  пламенными  чувствами, говорящего языком метафор. На автобиографическом  материале  основана  и пьеса Л. "Два брата" (1836, также написана прозой), отличающаяся большой композиционной  слаженностью,  углубленной  разработкой   психологии персонажей. В 1835-36 Л. написал драму в стихах  "Маскарад"-  величайшее  произв. рус. прогрессивной романтич. драматургии. В сатирич. замысле  драмы  еще совреценники Л. усматривали связь с "Горем  от  ума".  Пьеса  показывает среду и нравы светского общества после разгрома  восстания  декабристов, среду, в  к-рой  гл.  роль  играла  "дрянь  александровского  поколения" (Герцен).  Название  драмы  характеризовало  бессодержательную,  лживую, прикрытую лицемерием жизнь аристократии, с  к-рой  поэт  срывает  личину добродетели, чести, ума. Игорный  дом  и  маскарадный  зал  -  "духовные центры" интересов светского общества. На общем фоне Л. рисует  отдельные образы "маскарадного" мира: князя, к-рого даже влюбленная в него женщина называет бесхарактерным и безнравственным;  баронессы,  распространяющей сплетни о своей  приятельнице,  приводящие  ее  к  гибели;  Каза-рина  - профессионального шулера; Шприха - ростовщика, сплетника,  доносчика,  и т. д. В центре пьесы- образ Арбенина,  наделенного  душой  "кипучею  как лава", острым умом, чуждого предрассудков;  Арбенин  презирает  светский круг, сознает свою отчужденность от него; и в то же время  в  нем  самом неистребимо  влияние  этой  светской  среды  -  эгоизм,  холодность, подозрительность,  неоправданная  убежденность  в  своей   правоте, жестокость. Пьеса Л. сочетает в себе черты реализма с приемами романтич. т-ра.  Однако  романтизм  Л.,  так  же  как  и  у  раннего  Пушкина, поэтов-декабристов (в противоположность романтизму В. А. Жуковского,  И. И. Козлова и др.), обращен к действительности, современности. Образ  гл. героя  в  "Маскараде"  не  лишен  типичности:  разочарование,  скорбь, презрение к окружающей среде,  гордая  обособленность  были  свойственны передовым людям того времени. Вместе с тем Арбенин  -  романтич.  герой. Автор с преднамеренной неполнотой рисует его  жизнь,  наделяет  Арбенина необыкновенными чувствами и тайными  страстями.  Поэт  вводит  в  состав действующих лиц Неизвестного, тайна к-рого  раскрывается  лишь  в  конце пьесы, наполняет драму загадочным и недосказанным.  Речь  персонажей,  в особенности  гл.   героя,   насыщена   метафорами,   эмоциональными восклицаниями.  Нек-рые  монологи  Арбенина  перекликаются  с  текстом лермонтовского "Демона". Но конструкция  стиха  (неравносложный  ямб)  и диалога (разделение стихотворной строки  между  говорящими  персонажами) связана с традициями "Горе от ума" и воссоздает  быстрый  темп  бытового разговора. "Маскарад"  не  был  поставлен  на  сцене  при  жизни  поэта. Первонач. вариант пьесы (состоял из 3 актов и заканчивался смертью Нины) известен только по неполной писарской  копии.  К  нему,  очевидно,  была близка рукопись, представленная Л. в цензуру и известная лишь по  отриц. отзыву цензора. Во 2-й редакции, вероятно написанной  с  нек-рым  учетом требований цензуры, порок был наказан - Арбенин терял рассудок, и  в  то же время судьба героя была  завершенное,  месть  света  очевиднее.  Этот вариант драмы, впоследствии  признанный  литературоведением  основным  и лучшим,  наиболее  полно  выражавшим  замысел  автора,  снова  вызвал недовольство цензуры. В 1836 Л. написал 3-й вариант (наз. "Арбенин"),  в к-ром пьеса приобрела  бытовой  характер,  потеряла  сати-рич.  остроту, драм. напряженность (Арбенин не убивал жену, а  лишь  мистифицировал  ее отравление, не сходил с ума, а отправлялся в путешествие).  Однако  и  в этом виде пьеса не была допущена на сцену. Впервые  напечатана  в  1842. Постановки "Маскарада" безуспешно добивался  П.  С.  Мочалов,  мечтавший сыграть роль Арбенина. Лишь в 185,2 актрисе Александрийского  т-раМ.  И. Вальберховой при содействии М. С. Щепкина удалось добиться разрешения на пост.  отдельных  сцен  "Маскарада".  Спектакль  носил  мелодраматич. характер, определявшийся исполнением роли Арбенина В. А. Каратыгиным.  В мелодраматич. духе играл роль Арбенина и И. В. Самарин в 1862 в  Малом  т-ре  [первая  полная  (с  несколькими купюрами) пост. пьесы]. Так же играли драму в -провинции (Одесса, Минск, Вятка и т. д.). В нач. 20 в.  пост.  "Маскарада"  носила  следы  влияний символизма; в ярко зрелищном эффектном спектакле  Александрийского  т-ра (1917, пост. В. Э. Мейерхольда, декорации А. Я. Головина, музыка  А.  К. Глазунова) драме была придана романтическая загадочность (Арбенин-Юрьев, Нина-Рощи-на-Инсарова, баронесса Штраль - Тиме, КазаринГорин-Горяинов). В спектаклях сов. т-ра особую силу обрела сати-рич. сторона драмы  Л. Наиболее  интересные  спектакли  были  пост.  Воронежским   (1936, Арбенин-Поляков) и Казанским (1940,  Арбенин-А  рда  ров)  т-рами  (реж. обоих спектаклей Я. Варшавский). Однако нек-рые пост. "Маскарада" носили вулъгарно-соцпо-логич.  характер;  разоблачая  светскую  среду,  они трактовали  образ   Арбенина   как   представителя   этой   среды. Героико-романтич. образ  Арбенина  создал  Н.  А.  Мордвинов  в  1941  в одноименном  фильме  и  в  спектакле  Т-ра  им.  Моссовета  (1952,  реж. Завадский и Анисимова-Вульф; возобновлен в 1963). В 1941 "Маскарад"  был пост. Т-ром  им.  Вахтангова  (худ.  рук.  пост.  Р.  Н.  Симонов,  реж. Тутышкин, муз. Хачатуряна). Среди  исполнителей  роли  Арбенина-  В.  Д. Годзиашвили, В. Б. Вагаршян, К. Карм и др. На тексты Л. написаны оперы - "Демон"  (1875,  Мариинский  т-р)  и  "Купец  Калашников"  (1880)  А. Рубинштейна, "Бэла" Б. Александрова (1946, Большой т-р),  "Маскарад"  Д. А. Толстого (1957, Т-р оперы и балета,  Пермь);  балеты  -  "Ашик-Кериб" Асафьева (1940, Ленингр. Малый оперный т-р), "Маскарад" Лапутина  (1956" Новосибирский т-р оперы и балета). Соч.: Сочинения т. 1-6, М.- Л., 1954-57, т. 5- Драмы, М.-  Л.,  1956; Полн. собр. соч. (примеч. И. Л.  Андроникова),  т.  1-4,  М.,  1953,  т. 3-Драмы и трагедии. Лит.: Яковлев М. А., М. Ю. Лермонтов, как драматург,  Л.-  М.,  1924; Ломунов К., Сценическая история драматургии Лермонтова,  "Театр",  1939, .ј 10, с. 31; Нейман В.. Драматургия Лермонтова. Вступ. ст., в  кн.:  Лермонтов  М. Ю., Драмы, М.-Л., 1940; "Маскарада Лермонтова. Сб. ст., под ред.  П.  И. Новицкого, М.- Л., 1941; Мануйлов В., М. Ю. Лермонтов. 1814-41. М.-  Л., 1950; Эйхенбаум Б. М.,  М.  Ю.  Лермонтов,  1814-1841,  в  кн.:  Русские драматурги XVT1I-XIX вв., т. 2, М.- Л., 1961. Ь\ //.