ЛЕНТОВСКИЙ
										ЛЕНТОВСКИЙ, Михаил  Валентинович  [1843,  Саратов,-  11(24).XII.1906, Москва] - русский антрепренер, актер, театральный деятель. Род. в  семье бедного музыканта. Увидев в 1863  гастролировавшего  в  Саратове  М.  С. Щепкина, Л. увлекся театр. иск-вом. Познакомившись со Щепкиным,  Л.  при его содействии переехал в Москву, поступил в театр.  школу,  а  затем  в Малый т-р. В 1865 уехал в провинцию (Курск, Казань, Пенза.Н.  Новгород). Красивая  внешность  и  голос,  сценич.  темперамент,   врожденная музыкальность  обеспечили  Л.  успех  в  опереточных  ролях  (Парис, Пиккило-"Прекрасная Елена", "Птички певчие" Оф-фенбаха, Риголяр  -  "Все мы жаждем любви") и в водевилях с пением. В 1871-78 Л. снова  работал  в Малом т-ре; исполнял роли в опереттах и  т.  н.  "рубашечных  героев"  - людей из народа: Фрол Ско-беев  (о.  п.  Аверкиева),  Кудряш  ("Гроза"). Одновременно выступал  на  клубных  сценах  с  злободневными  куплетами. Кипучая энергия  Л.  особенно  ярко  проявилась  в  его  антрепренерской деятельности.  В  1878  он  организовал  в  летнем  саду  "Эрмитаж"  т-р оперетты, привлек в этот т-р лучших  актеров  (С.  А.  Бельская,  В.  В. Зорина, А. Д. Давыдов), создал большой оркестр, хор и  балет,  пригласил декоратора  парижского  т-ра  "Гранд-Опера"-  Левато.  "Энергией  этого исключительного человека было создано  летнее  театральное  предприятие, невиданное нигде в мире по разнообразию, богатству и широте" (С т а н  и с л а в с к и и К. С., Собр.  соч.,  т.  1,  1954,  с.  75).  Первые  же спектакли  поразили  публику  яркой  зрелищностыо,  исполнительским мастерством. В 1882 Л. открыл в Москве Фантастический т-р,  к-рый  позже был переименован  в  "Антей";  здесь  ставились  феерич.  представления. Прозванный "театральным магом и  волшебником",  Л.  поражал  воображение зрителей грандиозностью  постановок,  новизной,  необычностью  эффектов, богатством деко-рац. оформления и костюмов, живописностью массовых сцен. О  его  постановках  положительно  отзывались  А.  Н.  Плещеев,  В.  А. Гиляровский и др.  Особенно  значительны  заслуги  Л.  в  развитии  рус. оперетты (помимо моек. оперетты, Л.  организовал  несколько  опереточных т-ров в Петербурге и Н.-Новгороде). Увлекаясь пышностью  оформления,  Л. вместе с тем добивался реалистич.  игры  актеров,  ансамбля  исполнения, высокой вокально-муз. культуры. Постановочный стиль Л. оказал влияние на молодого К. С. Станиславского в пору его увлечения опереттой. В 1882  Л. организовал Новый  театр  в  Москве  (в  труппе-М.  И.  Писарев,  В,  Н. Андреев-Бурлак, Н. Н. Соловцов, М. М. Петипа, А. Я. Глама-Мещер-ская, М. М. Глебова и др.), в 1885-т-р "Скоморох". В репертуар этого т-ра входили пьесы А. Н. Островского, А. Ф. Писемского,  Л.  Н.  Толстого.  Ставились также и  мелодрамы,  богато  и  эффектно  оформленные.  К  1894  Л.,  не обладавший хозяйств,  расчетливостью,  разорился.  В  1898-1901  работал режиссером в Моск.  частной  опере  Мамонтова  (пост.:  "Сказка  о  царе Сал-тане"; "Чародейка" Чайковского, "Хованщина"). Л. написал воспоминания о Щепкине и  Олдридже,  в  1905  издал  книгу "Перед закатом" (очерки, стихи, афоризмы и т. п.). Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч.,  т.  1  М.,  1954,  с.  75-77, 155-159; Памяти М. В. Лентовского "ЕИТ". Сезон 1907-1908,  вып.  18,  с. 294-297; Попов Н., "Театральные кудесники", "Театральный альманах  ВТО", 1947, кн. 6, с. 331-344; Янковский М., Оперетта М.-Л., 1937, с. 270-297. Г. К'