ЛЕЙТМОТИВ
										ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив) -  яркий,  образный мелодич.  оборот  (иногда  целая  тема),  применяемый  в  музыке  для характеристики  какого-либо  лица,  идеи,  явления,  переживания  и многократно повторяющийся по ходу развития  сюжета.  Принцип  Л.  широко используется в опере, балете  и  др.  муз.-драм.  соч.  Л.  сопровождает появление  героя  или  упоминание  о  нем  (Л.  Снегурочки  в  опере Римского-Корсакова, Зигфрида - в тетралогии "Кольцо Нибелунга"  Вагнера, лебедей - в балете "Лебединое озеро"), утверждает ведущую  идею  произв. [Л. нар. борьбы в опере "Семья Тараса" Кабалевского, любви - в  "Отелло" Верди, судьбы (тема трех карт)-в "Пиковой даме"]. Л. применяют также для изображения явлений природы (море в "Сказке  о  царе  Салтане")  и  даже отдельных  предметов  (меч,  копье  в  "Кольце  Нибелунга").  Л.  может видоизменяться по мере развития  образа  героя  или  явления.  Л.  могут характеризовать  как  один  персонаж  (Л.  царя  Ивана  Грозного  в "Псковитянке"), так и группу персонажей (Л. клятвы комсомольцев в "Семье Тараса"). Иногда Л. применяются также для обрисовки  чувств  героев  (Л. ревности в партии Амне-рис, патриотизма - в "Иване Сусанине"). Как эпизодич. прием Л. встречается уже  в  музыке  18  в.  (оперы  А. Скарлатти). В нек-рых операх эпохи франц. бурж. революции конца 18 в. Л. служит для выражения особо значит, ситуации или  переживания.  С  19  в. принцип Л. находит все большее применение  в  опере  ("Вольный  стрелок" Вебера и др. произв.). Вагнер берет систему Л. в основу муз. драматургии своих опер ("музыкальных драм"), особенно тетралогии "Кольцо Нибелунга". Принцип Л. получил  творчески  своеобразную  разработку  в  музыке  рус. композиторов-классиков,  стал  одним  из  средств  реалистич.  оперной драматургии. Очень широко использовал его Римский-Корсаков, выработавший самостоят, систему Л. (в операх, симф. сюите "Шехеразада" и др.). Лит.: Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1953; Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952.