ЛАТВИЙСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
										ЛАТВИЙСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ  (Государственный  академический  театр  драмы Латв.ССР) - один из ведущих театров Латв. ССР. Основан в 1919  в  первый период утверждения Сов. власти в Латвии под  назв.  Рабочего  т-ра  Сов. Латвии. Организатором и идейным рук. т-ра был писатель А. У пит.  Открыт 23 февр. 1919 спектаклем "Воскресение" Паэгле (пост. А. Амтман-Бриедит). Были пост. пьесы "Голос и эхо", "Один и многие", "Солнце и мгла" У пита, "Враги" Горького. Рабочий т-р начал свою деятельность как реалистический т-р, тесно связанный в своем творчестве с революц. борьбой пролетариата. Но через 3 месяца, когда в Латвии установилась  бурж.  власть,  т-р  был закрыт; в конце 1919 реорганизован и назван Нац. т-ром Латвии. Под  этим назв. он возобновил работу 30 ноября 1919 пост.  пьесы  Р.  Блаумана  "В огне" (пост. А. Миерлаук). В первые годы господства бурж. режима в Латвии т-р старался сохранить прогрессивную направленность своего творчества. В 1919-21 директором был видный режиссер-реалист А. Миерлаук, в 1921-25 - поэт Я. Райнис.  В  эти годы ставились мн. пьесы прогрессивных писателей, в т. ч. "Иосиф  и  его братья" Райниса (1920, пост. А. Миерлаук; Иосиф - Амтман-Бриедит, Дина - Шмитхене), "Купальщица Сусанна" У пита (1922, пост.  Миерлаук;  Алиса  - Шпиль-берг). В 1925 бурж. власти вынудили Я. Райниса уйти из т-ра. Делая уступки  вкусам  бурж.  зрителя,  т-р  постепенно  терял  прогрессивные позиции. Деятельность его  особенно  осложнилась  после  установления  в Латвии фашистской диктатуры (1934).  Но,  несмотря  на  противоречивость своего развития, т-р и в это трудное для него время отстаивал и развивал принципы реалистич. иск-ва, сохранял опыт рус. реалистич.  т-ра.  Труппа т-ра была богата яркими талантами. В  20-30-е  гг.  здесь  работали:  А. Амтман-Бриедит, А. Клинт, Т. Лацис, А. Миерлаук, Я. Осис,  Т.  Под-ниек, Б. Румниеце, М. Шмитхене, Л. Шпильберг, Л. Штенгеле, Э.  Фельдманис,  Л. Эрика, режиссер Я. Заринь и др. Выросли молодые  актеры  Ж.  Катлап,  О. Леяскалне и др. После вступления Латвии в  семью  сов.  республик  (1940)  т-ру  было присвоено назв. Гос. т-ра драмы. Первый сезон был открыт пост. "В  огне" Блаумана (реж. Заринь). Значительными спектаклями были: "Любовь  Яровая" (1940, реж. Заринь; Яровая - Леяскалне, Кошкин - Лацис, Яровой - Катлап, Панова - Штенгеле),  "Разлом"  (1941,  реж.  Заринь;  Го-дун  -  Катлап, Берсенев - Лацис). В годы гитлеровской оккупации т-р наз. Рижским драм.  т-ром.  В  этот период на его сцене ставилась. гл. обр. классич. драматургия. В  социалистич.  Латвии  т-р  обрел  возможность  свободного  творч. развития.  На  его  сцене  были  пост.  спектакли,  сочетавшие  принципы социалистич.  реализма  с  лучшими  традициями  нац.  латыш.  реалистич. иск-ва. Значит, этапами на пути освоения  метода  социалистич.  реализма стали спектакли: "Невестка" Лациса (1945, реж. Балюна и Амтман-Бриедит), "Беспокойная  старость"  (1946,  реж.  Балюна;  Полежаев-Клетниек), "Кремлевские куранты" (1947, реж. Балюна; Ленин-  Зандерсон,  Забелин  - Амтман-Бриедит) и др. Лучшие спектакли театра отличаются яркостью  реалистических  образов, глубиной их психологич. раскрытия. Спектакли "Глина и фарфор" Григули-са (1947,  реж.  Балюна),  "Сын  рыбака"  по  роману  Лациса  (1949,  реж. Амтман-Бриедит;  Оскар-Катлап),  "Земля  зеленая"  У  пита  (1950,  реж. Амтман-Бриедит; Ванаг - Осис) отмечены Гос. пр. СССР.  Т-р  неоднократно  выступал  в Москве. В 1949 ему присвоено звание академического. В репертуаре т-ра  - пьесы сов. драматургов А. У пита, А. Григу лиса, Ж. Гривы, А.  Арбузова, Н. Погодина  и  др.  Значит,  успехов  достиг  т-р  в  постановках  нац. классики: "В огне" Блаумана (1948, реж. Катлап; Кристина -  Фрейма  не), "Цеплис" по Розиту (1953, реж. Амтман-Бриедит; Цеплис -  Осис),  "Индраны"  Блаумана  (1954,  реж.  Амтман-Бриедит), "Иосиф и его братья" Райниса (1956, реж. Амтман-Бриедит;  Иосиф-Катлап), "Жанна  д'Арк"  У  пита  (1962,  реж.  Амтман-Бриедит;  Жанна  -  Лине, Лиедскалниня) и др. Значит, место в репертуаре отведено  рус.  классике; среди лучших спектаклей - "Волки и овцы" (1945, реж. Балюна), "Таланты и поклонники" (1948, реж. Балюна;  Неги-на  -  Лине,  Великатов  -  Зиле); "Преступление и наказание" по Достоевскому (1957, реж. Катлап; Раскольников - Видениек). В 50-60-е  гг.  выросло  молодое  поколение актеров - В. Лине, Л. Фреймане, А. Яунушан, А. Лиедскалниня, Я.  Кубилис и др. В труппе т-ра (1964): нар. арт. СССР А. Амтман-Бриедит (гл. реж.), Я. Осис; нар. арт. Латв. ССР А. Видениек, Э. Зиле, Ж. Катлап, А. Клинт,  О. Леяскалне, Э. Эзериня, В. Лине, К. Себрис, Л. Фреймане; засл. арт. Латв. ССР Л. Бар, С. Грисле, К. Клетниек, Я. Кубилис, Э. Радзиня, А. Яунушан и др. Лит.: Государственный театр драмы Латвийской ССР, Рига, 1949;  Театры Советской Латвии, Рига, 1955; К у н-д з и н ь К.  Э.,  Латышский  театр. М., 1963. РЕПЕРТУАР ТЕАТРА (в скобках указаны фамилии постановщиков) 1940. "В огне" Блаумана (Заринь), "Дон Карлос"  (Заринь);  "Мой  сын" Гергея и Литовского, "Любовь Яровая" 3аринь); "Победа Ешки  Эиньгиса"  У пита. 1941. "Разлом" (Заринь); "Свои  люди  -  сочтемся";  "Дни  портных  в Силмачах" Блаумана. 1945. "Блудный  сын"  Блаумана  (Амтман-Бриедит),  "Невестка"  Лациса (Балюна  и  Амтман-Бриедит),  "Миссия  мистера  Перкинса  в  стране большевиков"  Корнейчука  (Балюна),  "День  чудесных  обманов"  Шеридана (Фельдманис),  "В  какую  гавань"  Григулиса  (Фельдманис),  "Инспектор пришел" Пристли (Фельдманис), "Волки и овцы" (Балюна). 1946. "Купальщица Сусанна" Упита (Амтман-Бриедит),  "Тартюф"  (Осис), "Беспокойная  старость"  (Балюна);   "Школа   злословия"   Шеридана (Фельдманис), "Последние" (Амтман-Бриедит); "Как  в  Гарпетерах  историю делали" Григулиса (Фельдманис), "Золушка" Ардова (Балтайсвилк). 1947.  "Две  Америки"  Симонова  (Балюна),  "Кремлевские  куранты" (Балюна); "Виндзорские проказницы" (Фельдманис); "Не все коту масленица" Островского  (Амтман-Бриедит),  "Глина  и  фарфор"  Григулиса  (Балюна), "Полуидеалист" Райниса (Аустринь и Зоммер). 1948.  "Лампочки  в  мешке"  Упита  (Амтман-Бриедит),  "Таланты  и поклонники" (Балюна); "Золотой конь"  Райниса  (Балюна),  "Вас  вызывает Таймыр" Исаева и Галича Катлап), "В огне" Блаумана (Катлап), "Собака  на сене" 3оммер);  "Великая  сила"  Ромашова  (Катлап),  "Учитель  Страуме" Броделе (Амтман-Бриедит), "Бесприданница"  (Балюна);  "Мартин  Иден"  по Лондону (Зоммер). 1949.  "Испанский  священник"  Флетчера  (Амтман-Бриедит),  "Сестры" Слепян (Балюна),  "Сын  рыбака"  по  Лацису  (Амтман-Бриедит),  "Заговор обреченных"  Вирты  (Балюна),  "Станционный  смотритель"  по  Пушкину (Зоммер), "В степях Украины" Корнейчука  (Балюна),  "Человек  с  ружьем" (Амтман-Бриедит);  "Слово  женщинам"  Залите  (Зоммер),  "Чужая  тень" Симонова (Катлап). 1950. "Кукольный дом" ("Нора")  (Балюна);  "Илья  Головин"  Михалкова (Балюна);  "Земля  зеленая"  Упита  (Амтман-Бриедит);  "Горе  от  ума" (Зоммер); "Калиновая роща" Корнейчука  (Балюна),  "Девушка  с  кувшином" Лопе де Вега (Зоммер), "В кремне огонь" Григулиса (Амтман-Бриедит),  "На всякого мудреца довольно простоты" (Балюна); "Борьба без  линии  фронта" Якобсона (Амтман-Бриедит), "Мастера из Калевы" Тиклия (Катлап), "Времена землемеров" по Кауд-зит (Амтман-Бриедит). 1951.  "Потерянный  дом"  Михалкова  (Балюна);  "Варвары"  (Ветра); "Евгения  Гранде"  по  Бальзаку  (Балюна),  "В  середине  века"  Шейнина (Амтман-Бриедит),  "Укрощение  строптивой"  (Балюна);  "Горячие  сердца" Броделе  (Амтман-Бриедит),  "Светлые  окна"   Ванага   и   Ратнера (Амтман-Бриедит), "Месяц в деревне" Тургенева (Балюна), -"Маяк на острове" Лациса (Катлап). 1952.  "Недопетая  песня"  ("Под  золотым  орлом")  Галана  (Балюна); "Ревизор" (Балюна); "Добрый город"  Гулия  (Амтман-Бриедит),  "Дон  Хиль Зеленые Штаны" Тирсо де Молина 3оммер),  "Машенька"  (Балюна);  "Отелло" (Балюна);    "Канун    грозы"    Маляревского    (Амтман-Бриедит), "Девицы-красавицы" Симукова (Балюна), "Живой труп" (Амтман-Бриедит). 1953.  "Таня"  Арбузова  (Балюна),  "Лес"  (Памше);  "Трактирщица" (Балюна); "Цеплис"  по  Розиту  (Амтман-Бриедит),  "Ангел  хранитель  из Небраски". Якобсона (Катлап), "Обыкновенный человек"  Леонова  (Зоммер); "Злой дух" Блаумана  Амтман-Бриедит);  "Вишневый  сад"  (Лейманис);  "Не называя фамилий" Минко (Амтман-Бриедит и'Памше). 1954. "Кто смеется последний" Крапивы (Балюна), "К новому берегу"  по Лацису (Амтман-Бриедит), "Авария" Броделе (Балюна),  "Индраны"  Блаумана (Амтман-Бриедит), "Сон в летнюю ночь"  (Катлап);  "Голос  и  эхо"  Упита (Памше). "История одной любви" Симонова  (Катлап),  "Годы  стран  ствий" Арбузова (Балюна). 1955. "Дни портных в Силмачах" Блаумана  (Амтман-Бриедит);  "На  дне" (Балюна), "Дон Карлос" (Амтман-Бриедит); "Солдатская шинель" Григулиса (Балюна),  "Семейное  дело"  Лютовского (Яунушан). 1956.  "Иосиф  и  его  братья"  Райниса  (Амтман-Бриедит),  "Госпожа министерша" Нушича  (Памше),  "Абелите"  Сауле-скална  (Амтман-Бриедит), "Одна" Алешина (Катлап), "Чудак" Хикмета (Яунушан и Памше),  "Безымянная звезда" Себастьяна (Катлап). 1957. "Разыгралася  метель"  Гривы  (Амтман-Бриедит),  "Шут"  Зиверта (Яунушан),  "Дама  с  камелиями"  Дюма-сына  (Памше),  "Преступление  и наказание" по Достоевскому (Катлап), "Шумит Балтийское  море"  Григулиса (Амтман Бриедит), "Полет чайки" Упита (Амтман-Бриедит), "Где-то у  Гауи" Анерауда (Памше). 1958. "Филумена Мартурано" Де Филиппе (Яунушан),  "Рига"  по  Деглаву (Амтман-Бриедит), "Семья Зитаров" по Лацису  (Амтман-Бриедит),  "Сладкое вино" Блаумана (Катлап), "Почему улыбались звезды"  Корнейчука  (Памше), "В новогоднюю  ночь"  Лийвеса  (Амтман-Бриедит),  "Третья  патетическая" Погодина (Памше). 1959. "Плот Медузы" Гривы (Яунушан), "Третье слово"  Касоны  (Памше), "Гамлет" (Катлап); "Тень белых башен" Петерсона (Зиле),  "Такс,  Янке  и Кадар"  Попа  (Памше),  "Шальной  барон   Бундул"   по   Зейболту (Амтман-Бриедит), "Плачет вся моя родня"  Алунана  (Амтман-Бриедит),  "И так бывает на белом свете" Григулиса (Катлап). 1960.  "Чайка"  (Памше);  "Иркутская  история"  Арбузова  (Яунушан), "Уриель  Акоста"  Гуцкова  (Зиле),  "Беспокойные  воды"  Гривы  (Памше), "Арменуи"  Ширван-заде  (Амтман-Бриедит),  "Дальняя  дорога"  Арбузова (Катлап), "Воскресение" по Толстому (Катлап), "Американская трагедия" по Драйзеру (Памше). 1961. "Морские ворота" по Зигмонте  (Амтман-Бриедит),  "Он  сказал  - нет"  Хелланда  (Катлап),  "Проводы  белых  ночей"  Пановой  (Яунушан), "Просвет в тучах" по Упиту (Амтман-Бриедит), "Потерянный  сын"  Арбузова (Зиле),  "Кредит  у  Нибелунгов"  Куна  (Памше),  "Хозяин"  Соболева (Амтман-Бриедит). 1962. "Центр нападения умрет на заре" Кусани (Катлап), "Мне  тридцать лет" Петерсона (Яунушан), "Порывы весенние"  Бриеде  (Лейманис),  "Милый лжец" Килти (Катлап), "Как поживаешь, парень?" Пановой  (Памше),  "Жанна д'Арк" Упита (Амтман-Бриедит), "Блудный сын" Блаумана (Катлап). 1963. "Возвращение капитана Зундага"  ("После  ненастья")  по  Лацису (Амтман-Бриедит), "Маленькие трагедии" Пушкина (Заринь), "Мик и  Дзилна" Приеде (Яунушан), "Так и будет" Симонова (Памше), "Семеро братьев"  Киви (Амтман-Бриедит), "Дом Бернарды Альбы" Лорки (Яунушан). Я. К.