ЛАГЕРКВИСТ
										ЛАГЕРКВИСТ (Lagerkvist), Пер (р. 23.  V.  1891)-  шведский  писатель, драматург, поэт. В  1912  окончил  Упсаль-ский  ун-т,  в  этом  же  году дебютировал  как  поэт.  В  годы  1-й  мировой  войны  сформировалось противоречивое мировоззрение Л. Во мн.  его  пьесах  ненависть  к  силам реакции  и  насилию  сочетается  с  настроениями  крайнего  пессимизма, ощущением зыбкости  и  трагич.  предопределенности  человеческой  жизни. Такова зловещая драм.  фантазия  "Последний  человек"  (1917).  В  пьесе "Небесная тайна" (1919) протест  Л.  против  империалистич.  войн  имеет более конкретный и активный характер.  В  программном  сборнике  "Театр" (1918) Л сформулировал  свои  эстетич.  позиции.  Находясь  под  сильным влиянием  поздней  драматургии  А.  Стриндберга,  Л.  стремился  к символико-обобщенному, подчас гротескному изображению  действительности, использовал характерный для Стриндберга прием материализации  в  сценич. действии иррациональных явлений - мыслей героя, его мечтаний, снов и  т. п. В драмах "Невидимый" (1923), "Гость действительности" (1925), "Вечная улыбка" (1925) Л. оперирует абстрактными, извечными категориями добра  и зла,  жизни  и  смерти,  утверждает  непознаваемость  причин  социальной несправедливости. Драма "Человек, вновь  проживший  свою  жизнь"  (1928) свидетельствовала  об  эволюции  идейных  взглядов  Л.  В  этой  пьесе, реалистически изображающей представителей трудового народа и  мелкобурж. среды, драматург вскрыл противоречие между "жить"  и  "быть  человеком", присущее  бурж.  обществу  с  его  растленной  моралью.  Историч.  драма "Король" (1932), "Победа во  тьме"  (1939),  "Сон  в  летнюю  ночь  -  в работном доме" (1941)  по-прежнему  насыщены  абстрактными  философскими размышлениями, но в них побеждает вера  в  добрую  волю  простых  людей, призыв бороться с любыми формами духовного и физич. насилия. Глубокий  и действенный гуманизм Л. проявился в зрелых драм. произв. "Палач"  (1933) и "Человек без души" (1936), раскрывающих изуверскую сущность фашистской идеологии и практики. Философские драмы "Философский камень" (1947), "Дайте людям жить"  (1949),  "Варавва"  (1952  инсц.  одноим. романа Л., удостоенного Нобелевской пр. в 1951) вновь знаменуют отход Л. от  социальной  проблематики.  Созвучность  творчества  Л.  настроениям широких кругов совр. швед. интеллигенции, блестящая драматургич. техника пьес,  интеллектуально  насыщенный  диалог  определили  значит,  роль драматургии Л. в духовной жизни  страны.  Пьесы  Л.  много  ставились  в сканд. странах, во Франции, Англии, США и др. Соч.: Dramatik, Stockh., 1946; Skrifter, bd 1-3, Stockh., 1932. Лит.: Bergman G. M., P. Lagerkvists dramatik, Stockh.,  1928;  Freden G., Par Lagerkvist, Stockh., 1934; Hornstrom  E.,  Par  Lagerkvist,  Stockh.,  1946;  M  j  o-berg  J., Livsproblemet  hos  Lagerkvist,  Stockh.,  1951,  Oberholzer  O.,  Par Lagerkvist. Studien zu seiner Prosa und seinen Dramen, Hdlb., 1958.  Вл. М.