КЮВЕЛЬЕДЕ ТРИ
										КЮВЕЛЬЕДЕ ТРИ (Cuvelier de Trye), Жан Гильом Антуан (15.  I.  1766  - 27. V. 1824) - французский  драматург.  Юрист  по  образованию.  В  1790 вступил в армию, принимал участие  в  первых  походах  Наполеона.  Выйдя вскоре в отставку, занялся  лит.  деятельностью.  Известность  К.  е  Т. принесли  его  сце-нич.  произведения  -  пантомимы  и  мелодрамы, конкурировавшие с мелодрамами Г.  Пиксерекура  и  Л.  Кенье.  К.  де  Т. получил  прозвище  "Кребийона  бульваров",  т.  к.  пьесы  его,  подобно трагедиям Кребийона, были насыщены  ужасами,  кровавыми  преступлениями, происходившими в таинственной и страшной атмосфере. К. де Т.  в  течение первых десятилетий 19 в. заполнял своими пьесами  сцены  т-ров  "Ам-бигю комик", "Гете" и  др.  Среди  его  мелодрам:  "Невидимый  трибунал,  или Преступный сын" (1801), "Герман и Софи, или Баварский карнавал"  (1803), "Девушка-нищенка" (совм. с Ж. Б. Корсом, 1809), "Жан Сбогар" (по новелле Ш. Нодье, совм. с Леопольдом,  1818),  пантомимы  "Дитя  несчастья,  или Немые любовники" (1798), "Железная рука, или Виновная  супруга"  (1810). К. де Т. был инициатором использования шекспировских сюжетов  на  сценах "т-ров бульваров"; в 1818 в Олимпийском цирке была пост.  его  пантомима "Венецианский мавр, или  Отелло".  Он  был  также  одним  из  создателей популярного  в  годы  Империи  жанра  большой  постановочной,  зрелищной пантомимы на военные темы. Лит.: R о у е г A., Histoire du theatre contemporain en France  et  a l'etranger  depuis  1860  jusqu'en  1875,  v.  1,  P.,  1879  (Histoire universelle du theatre, v. V); Ginisty P., Le melodrame, P., 1910. Е. Ф. МОЙ, Цезарь Антонович [6 (18).  I.  1835,  Вильно,-  26.  III.  1918, Петроград] - русский композитор и музыкальный критик. Участник  "Могучей кучки". Военный  инженер.  Отец  К.-француз,  мать-литовка.  Образование получил в Петербурге в Гл. инженерном уч-ще и в Инженерной  академии  (с 1878 - проф., с 1891 - заслуженный проф.). В 1849 брал уроки гармонии  и полифонии у С. Монюшко. Решающую роль в формировании К. как  композитора и муз. деятеля сыграло его сближение с будущим главой "Могучей кучки" М. А. Балакиревым (с 1856) и А. С. Даргомыжским (с  1857).  К.  принадлежат оперы  "Сын  мандарина"  (1878,  Петербург,  Клуб  художников);  "Вильям Ратклиф" по Гейне (1869, Мариинский т-р), "Анджело" по Гюго  (1876,  там же), "Кавказский пленник" по Пушкину (1883, там  же),  "Флибустьер"  ("У моря", 1894, т-р "Опера комик", Париж); "Сарацин"  по  Дюма-отцу  (1899, Мариинский т-р), "Пир во  время  чумы"  по  Пушкину  (1901,  Новый  т-р, Москва), "Мадемуазель Фифи" по Мопассану (1903, т-р "Эрмитаж",  Москва), "Маттео Фальконе" по Мериме (1907, Большой т-р), "Капитанская дочка"  по Пушкину (1909, Мариинский т-р), детские оперы "Снежный богатырь" (1906), "Красная шапочка" (1911), "Кот  в  сапогах"  (1912),  "Иванушка-дурачок" (1913),  а  также  симф.,  камерно-инструмент.,  вок.  и  др.  соч. Прогрессивную роль в утверждении принципов оперной драматургии  "Могучей кучки" имели оперы "Вильям Ратклиф" и "Анджело". Они отличаются  острым, напряженным  драматизмом,  реалистичностью,  яркостью  образов,  нац. колоритом бытовых сцен.  Вок.  партии  произв.  К.  выдержаны  преим.  в ариозно-декламац. манере. Вместе с тем в операх  К.  сказалась  присущая композитору склонность к камерным  лирич.  романсовым  формам.  Условная романтичность сюжетов и образов  опер  К.  определила  их  ограниченное, преходящее  значение  в  развитии  рус.  муз.  иск-ва.  По  завещанию Даргомыжского К. дописал  его  неоконч.  оперу  "Каменный  гость"  (изд. 1871); в 1916 дописал и отредактировал  оперу  Мусоргского  "Сорочинская ярмарка" (пост. 1917), совм. с А. П. Бородиным, M. П.Мусоргскими  Н.  А. Римским-Корсаковым принимал  участие  в  создании  оперы-балета  "Млада" (1871-72). В 1864 началась интенсивная муз.-критич. деятельность  К.  Он сотрудничал во мн. петерб. газетах и  журналах.  Важное  значение  имели критич. выступления К. в  60-х  -нач.  70-х  гг.,  он  горячо  отстаивал передовые  идеи  "Могучей  кучки",  пропагандировал  творчество  Глинки, Даргомыжского, Берлиоза и др. Осн. тема статей К. - борьба  за  реализм, за утверждение рус. композиторской школы. Соч.:  Избранные  статьи,  Л.,  1952;  Избранные  письма,  Л."  1955; Избранные статьи об исполнителях, М., 1957. Лит.: Стасов В., Цезарь Антонович Кюи,  "Артист",  1894,  ј  34  (см. также приложение к ј 34 и 35); А. Е. М., Историческая справка об  операх Ц. А. Кюи, поставленных на сцене  Императорских  театров,  "ЕИТ".  Сезон 1892-1893, СПБ, 1894.