АППИА
										АППИА (Appia), Адольф (1. IX. 1862-29. II. 1928) - музыкант, художник и  теоретик  театра.  Род.  в  Женеве  (Швейцария).  Творч.  взгляды  А. формировались в  90-х  гг.  в  кругах,  близких  вагнеров-скому  т-ру  в Байрейте  и  пропагандировавших  идеи  музыкальной  драмы.  Наблюдая ремесленническую, рутинную постановку произв. оперного иск-ва на  сцене, А. выступил с книгой "Сценическое воплощение вагнеровской драмы" (1895), а затем с работой более общего характера  -  "Музыка  и  ее  сценическое воплощение"  (1899).  А.  требовал,  чтобы  оформление  спектакля  было подчинено  интересам  актера,  к-рого  должны  окружать  не  иллюзорные живописные холсты,  а  подлинно  трехмерное  пространство,  с  планшетом сцены, разбитым на планы различной высоты, по  к-рым  мог  бы  двигаться актер. Мощным выразит. средством  А.  считал  свет,  но  не  рамповый  и софитный, уничтожающий  тени,  а  концентрированный,  создающий  тени  и выявляющий  объем.  Подчиняя  сценич.  оформление  спектакля  раскрытию душевного состояния персонажа, А. требовал отказа от бытовой и  историч. детализации,  призывал  к  предельной  обобщенности,  абстрактности  и условности декорации, считал, что цветовой или световой штрих способен в большей мере  раскрыть  эмоциональное  содержание  образа,  чем  бытовые детали. Ок.  1910  А.  стал  работать  совм.  с  Э.  Жаком-Далькрозом  в руководимом  последним  Ин-те  ритмической  гимнастики  (Хеллерау),  где участвовал в создании пластич. композиций.  С  этих  пор  понятие  ритма занимало все большее место в его теоретич. трудах и проектах  оформления спектаклей. Замыслы сценич. (пространственного и  светового)  воплощения муз. драм Вагнера, а позднее и др.  муз.  и  драм.  произведений  (пьесы Ибсена, "Фауст" Гете) А. фиксировал в эскизах. В 1903 в  Париже  по  его замыслу была осуществлена пост. отрывков из симфонич.  музыки  Шумана  к поэме "Манфред" Байрона и из оперы "Кармен". В 1912 в Хеллерау  совм.  с Жаком-Далькрозом А. пост. пластич. композицию на  муз.  оперы  "Орфей  и Эвридика" Глюка. В 1923 в миланском т-ре "Ла Скала" по  его  проектам  и эскизам была пост. опера "Тристан и Изольда" Вагнера. На теоретич. взгляды  А.  оказали  влияние  символистские  тенденции, характерные для бурж. иск-ва  его  времени.  Но  искания  А.  во  многом определили  новаторские  устремления  передовых  режиссеров  и  театр. художников нач.  20  в.  (М.  Рейнхардт.  Ж.  Копо,  Ж.  Питоев,  В.  Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров и др.). С о ч.: La mise en scene du drame wagnerien, P., 1895; Die Musik  und die Inszenierung, Monaco, 189JB; Comment reformer notre mise  en  scene, "Revue", P., 1904, 1; Notes sur le theatre, "La vie musicale", Lausanne, 1908, 1,15 Apr.; Die Musik  und  das  Buhnenbild,  в  кн.:  Katalog  der Zuricher Theaterkunstausstellung..., Z., 1914;  L'oeuvre  d'art  vivant, Gen.,  1921;  L'art  vivant  ou  nature  morte?.  P.,  1923;  Album  de productions, Z., 1929; Goethes "Faust", Bonn, 1929. Лит.: Волконский С., Адольф Аппиа,  в  кн.:  Художественные  отклики, СПБ, 1912; Бабенчиков ?., Анпиа и  Крэга  к  будущему  театру,  "Новая студия", М., 1912, сј 10; Гвоздев А.  А.,  Западноевропейский  театр  на пубеже XIX - XX столетий, Л.-М., 1939; S i m o  n  s  ?  n  L.,  Adolphe Appia, в кн.: The stage Is Set, N. Y.,  1946;  "Theatre  Arts  Monthly", 1932, August; G u e r r i e r i G.,ba Appia a Gordon Craig,  в  кн.:  La regia teatrale, Roma, 1947. А. Мое.